Фото. Крестьяне — старообрядцы Алтая. XIX в.
Коренного сибиряка, или старожила, всегда отличишь от «россейскаго»: чей род прожил в Сибири сотни лет, тот даже с лица нередко выглядит иначе; и привычки у старожилов другие, и выправка другая. Вот что пишет один немецкий путешественник о жителях Барабинской степи: «Они народ крепкий, ловкий и зажиточный. В обращении они свободны и непринужденны, чувствуют свое достоинство и сознают силу».
Только сибиряк сибиряку рознь, как Сибирь Сибири рознь. В Сибири народ живет всякий. Так, об ишимском крестьянине рассказывают, что он «умеет брать только то, что дает ему земля, а о будущем мало думает». Если земля начинает давать ему мало, он хоть и пускается на всякие новшества — пробует новые способы обработки, удобрения, —только в эти новшества сам плохо верит, и от первой неудачи у него опускаются руки. А то он уходит со своей земли искать вольных мест или на дальние заработки. Таков крестьянин ишимский.
А о туринских крестьянах рассказывают другое. Туринский мужик — мужик предприимчивый. Он не теряет головы ни при каких обстоятельствах. Если ему мало пашни, он расчистит лес и осушит болота, и труда своего не пожалеет. Если пашня плоха, то всячески станет ее улучшать; коли она все-таки ничего ему не дает, он пустится в какое-нибудь ремесло. Словом, он спорит и борется изо всех сил с сибирской природой.
А по большому Московскому тракту живет снова народ особый; эти говорят: «не пашня нас кормит, а большая дорога». Кто здесь позажиточнее, тот занимается дворничеством, содержит почтовую, этапную, земскую гоньбу, возит проезжающих. Много жило по тракту разных торгашей, лавочников, а есть и такие деревни, — например, Нижне-Великосельская (Ишимской волости), — обитателей которых зовут «чаерезами» — они ранее, когда еще не было железной дороги, промышляли обворовыванием обозов и срезали с возов цибики с чаем. Там народ пьяница, развратник и к тяжелому труду не привык. «Охота мне молотить ходить, — говорил дорожный крестьянин: — в четыре дня рубль заробишь, за четыре дня я два — три вольных свезу, а не попадется, — лучше уж так лежать буду». В других местах Сибири народ лучше, чем по тракту, и близ Томска есть волость Николаевская, где крестьяне даже славятся своею честностью.
Теперь, как провели Сибирскую железную дорогу, народу по тракту стало меньше ездить, меньше стало ближайшим жителям и заработков от него. Но все же многих и теперь кормит эта дорога.
… О бедности и богатстве сибирских крестьян тоже можно разное сказать: есть там всякие — богатые и бедные. Рассказывают, что сибирский мужик никогда не знал лаптей, и бабы там модницы. О жителях Барабы иной путешественник заметил: «Старожилы — сибиряки — народ сметливый, умелый и любознательный. Держат они себя свободно, без принижения, любят чистоту и опрятность, а над грязью российских крестьян-переселенцев смеются зовут их «неумытыми».
Об одежде своей сибиряки очень заботятся, в воскресные дни непременно надевают красную рубаху, плисовую поддевку и плисовые шаровары; в будни же носят рубахи ситцевые, а поддевку — казинетовую или какую иную. Русских лаптей сибиряки не знают, — летом ходят в кожаных сапогах или броднях, а зимой в валенках или, как там зовут, пимах.
Избы у сибиряков чистые и опрятные; у многих есть горницы, то оштукатуренные, то оклеенные обоями, то обитые досками и холстом; такой холст всегда разрисовывается всякими цветами и узорами. Сибиряки нередко красят двери, потолок и даже пол.
Сибиряки и поесть любят хорошо. В ходу больше пшеничный хлеб, который сибирячки пекут очень вкусным и мягким. Славится сибирская шаньга, — хлеб особого печенья, иногда с крупой, картофелем и сметаной. Мясо в большом ходу. В Барабе почти половина домохозяев ест мясо каждый день, кроме постных дней. Питье чая везде в обычае; чай пьют кирпичный, почти всегда без сахара. Самовар имеется в каждом доме.
На полевые работы сибиряк никогда не ходит пешком, всегда ездит, потому что пашни от селений обыкновенно далеко. В зимнюю пору сибиряки позажиточнее любят покататься; для катанья запрягается жеребец, который имеется чуть ли не в каждом хозяйстве. В крестьянской избе не редкость зеркало и книги, особенно у торговых крестьян. Из них вышло не мало богачей-золотопромышленников и купцов.
Источник:
Рубакин Н. Рассказы о Западной Сибири или о губерниях Тобольской и Томской, и как там люди живут.
М.: 1915.
Источник публикации:
Гость
29 апреля, 2023 at 3:57дпОчень интересное и любовное описание старины Сибири, этики народа! Спасибо за материал!