Пакт Рериха

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки 15 апреля 1935 года в 12 часов дня. 3 сентября 1948 года Пакт был одобрен правительством Республики Индия.

Авторы Пакта

Автор идеи и инициатор этого международного договора — русский художник Николай Константинович Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г. Г. Шклявером при участии профессора Альберта Жоффр де ла Прадель в 1928 году.

Предыстория создания Пакта Рериха

Николай Рерих, автор идеи и инициатор Пакта
Николай Рерих, автор идеи и инициатор Пакта

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.К. Рериха ещё в 1899 г. Проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, Рерих начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

1903 — Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.

Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

Подводя итог своему путешествию 1903 года, восхищаясь красотой памятников старины, художник в статье «По старине» (1903 г.) с болью пишет об отношении к их охране. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.

В течение ряда лет после своего путешествия 1903—1904 гг. Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвящённых плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» (1911 г.) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.

История принятия Пакта Рериха

В 1928 году Н. К. Рерих обратился ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников.

Подписание Пакта Рериха в Белом Доме, Вашингтон, США. 15.04.1935

В августе 1928 года французские юристы-международники доктор Георгий Гаврилович Шклявер и профессор Альберт Жоффр де ла Прадель разработали юридическую форму основного документа Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию своих Наций».

В 1929—1930 годах для распространения идей Пакта было создано пять Комитетов — во Франции, Бельгии, Индии и два в США.

В 1930 году проект Пакта был представлен в Международный комитет музеев в Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Комиссии международной интеллектуальной кооперации.

В 1931 году организуется Международный Союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира. 13-16 сентября 1931 года в Брюгге созывается Первая Международная конференция Пакта Рериха. 27 декабря 1931 года в Нью-Йорке состоялся международный праздник, посвящённый Знамени Мира.

8-9 августа 1932 года была созвана Вторая Международная конференция в Брюгге.

17-18 ноября 1933 года состоялась Третья Международная Конвенция Пакта Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне, в которой участвовали более 30 государств. В Решениях этой Конвенции, принятой единогласно при участии официальных делегатов 27 стран и при наблюдателях 7 стран, содержится рекомендация правительствам всех государств подписать Пакт Рериха.

16 декабря 1933 года на Седьмой Международной конференции Панамериканского Союза в Монтевидео была принята резолюция поддержать Пакт Рериха, адресованная правительствам всех американских государств.

15 апреля 1935 года Международный договор по защите культурных ценностей (Пакт Рериха) подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики.

3 сентября 1948 года Пакт Рериха был одобрен правительством Республики Индия.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пакт_Рериха

 

Н.К. Рерих. О КУЛЬТУРЕ И МИРЕ МОЛЕНИЕ

Культура и Мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный. Но не только должны мы идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь, как самое нужное, неотложное.

Наш Пакт Мира, обнародованный в 1929 г., устанавливает особое Знамя для защиты всех культурных сокровищ. Особый Комитет избран в Америке для распространения идеи этого Знамени. Международный Союз Пакта Рериха учрежден с центральным местопребыванием в Брюгге, где в середине сентября 1931 г. заседал созванный им мировой конгресс, показавший, насколько близка идея Знамени Мира каждому созидательному сердцу.

Из храмов, святилищ духовности, изо всех просветительных центров должен неумолчно греметь всемирный призыв, уничтожающий самую возможность войны и создающий грядущим поколениям новые высокие традиции почитания всех сокровищ творчества. Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны. Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни. Для этого будем не только всемерно охранять наши культурные наследия, в которых выразились высшие достижения человечества, но и сердечно – жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать дух человеческий.

Как мы видим, никаким приказом нельзя запретить злобу и ложь. Но неотложно, терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества, можно сделать эти исчадья тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества. Благородное расширенное сознание, прикоснувшись к свету истины, естественно вступит на путь мирного строительства, отбрасывая, как постыдную ветошь, все порожденные невежеством умаления человеческого достоинства.

Уже велики и славны списки примкнувших к Знамени Мира. Оно уже освящено в дни Конгресса в Брюгге, в Соборе Св[ятой] Крови, и тем мы поклялись вводить его повсеместно всеми силами. Ведь не тщетно будут искать Знамя Мира над хранилищами истинных сокровищ все те, которые во всех концах мира поверили нам и наполнили пространство сердечным желанием. Каждый день приходят новые письма, новые отзывы. Избирательная урна «за Мир» наполняется ценными знаками. А ведь Мир и Культура сейчас так особенно нужны. Нужен не столько еще один закон, сколько еще одно повелительное желание, одна всенародная воля охранить светочи человечества. Всякое дело, даже самое очевидное, нуждается в действенном начале. Для Мира и Культуры вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало Общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал. Хотелось бы признательно-сердечно напутствовать всех наших сотрудников: «Каждый посильно в своих возможностях без промедлений и откладываний, в добрый путь!»

Истинно, коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа. И возжжем огонь сердца в немедленном претворении в действительность светоносных начал культуры и мира. Под Знаменем Мира, в мощном сердечном единении, как Всемирная Лига Культуры, пойдем к Единому Вышнему Свету.

Знамя!

«Осетия» 1933, № 7–8–9.

Источник: http://www.icr.su/rus/evolution/pact/about/paper_nk/about_culture.php

Детали

Обсуждение закрыто.