История Новосибирского авиационного завода начинается в 1931 году. Тогда в Новосибирске на окраине Каменского шоссе разворачивается масштабная стройка первой пятилетки – возводится Завод горного оборудования. Но в скором времени военная угроза требует укрепления оборонной мощи на востоке страны, и в 1936 году набиравшему темпы заводу решением Совета Труда и Обороны ЗГО присваивается новый профиль – авиастроительный.
В преддверии Великой Отечественной войны, в конце 1940 года, чкаловцам поручили производство нового истребителя ЛаГГ-3 – машины, разработанной конструкторами М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым под руководством С.А. Лавочкина – лауреата Государственной премии СССР (1941, 1944, 1946, 1948), дважды Героя Социалистического Труда (1943, 1956), член-корреспондента АН СССР (1958).
ЛаГГ-3 являлся усовершенствованной модификацией первого скоростного истребителя ЛаГГ-1, который успешно прошел испытания в 1940 году и был рекомендован к серийному производству. Машина ЛаГГ-3 имела увеличенную по сравнению с ЛаГГ-1 дальность полета. Она показала хорошие данные на госиспытаниях и была запущена в серийное производство на нескольких заводах, в том числе и на новосибирском. Летчики называли ЛаГГ «роялем», так как он изготавливался из дельта-древесины – дерева, обработанного по специальной методике, благодаря чему оно полностью теряло свои горючие свойства. Затем истребитель полировали, и он становился похожим на концертный инструмент.
К началу войны завод изготовил 265 боевых машин конструкции ЛаГГ-3. Машина имела недостаточную маневренность, но была очень живучей. По архивным данным, до начала Великой Отечественной войны на заводе было выпущено около 900 машин разных модификаций.
С началом войны, в 1941 году в Новосибирск стали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием из западных районов страны. Всего с июля по ноябрь город принял 50 крупных предприятий, пять из них были размещены на территории Новосибирского авиационного завода.
Нужно отметить, что из-за такой концентрации авиазаводов в Новосибирске немцы стали называть его в своих документах Авиаградом по аналогии со знаменитым комплексом по производству танков на Урале, который именовался Танкоградом.
Уже с 1 января 1942 года все оборудование по мере прибытия было смонтировано и работало на программу. Техническое перевооружение велось в Новосибирске заместителем Народного Комиссара Авиационной промышленности А.С. Яковлевым (1940–1946 гг.). И делалось это неспроста: в начале войны перед предприятием встала задача: в ближайшее время увеличить производство самолетов в три раза.
В начале 1941 года завод еще продолжал производство УТИ-4. Это был учебно-тренировочный двухместный самолет, созданный на базе истребителя И-16. Изготавливался и истребитель ЛаГГ-3, но в начале войны все заводы по изготовлению дельта-древесины оказались на территории, занятой врагом, и заводу поручили производство истребителей типа Як конструкции А.С. Яковлева.
С февраля 1942 года чкаловский завод перешел на выпуск только самолетов-истребителей Як, сначала по три машины в сутки, а к концу года уже по 20. Як-1 и все его модификации были разработаны еще до войны, в январе 1940 года. Истребитель отличался оптимальным сочетанием скорости, огня и маневра, простотой пилотирования, технологичной и легкой конструкцией из недефицитных материалов. Самолет был вооружен пушкой ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Его развитием явились Як-7, Як-9, Як-3 и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций, заслуживших впоследствии самую высокую похвалу асов воздушных боев.
В течение 1942 года было собрано 2204 Як-7. В 1943 году продолжали выпускать именно эти самолеты, а к концу года была освоена совершенно новая машина – Як-9, и в течение года на фронт было оправлено 4532 истребителя данного типа. В 1944 году в производстве находились модели Як-9-М, Як-9-37, в конце 44-го начался выпуск Як-9У. В течение 1944 года было выпущено наибольшее количество самолетов за весь период войны – 5700 боевых истребителей типа Як в различных модификациях.
Новосибирский завод им. В. П. Чкалова за все годы войны изготовил и отправил на фронт около 16 тысяч самолетов различных типов. Основную часть продукции составили именно боевые истребители Як – более 15 тысяч машин. Як-и составили около 60 % (свыше 36 тысяч) от всех построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей в СССР и были в числе лучших самолетов своего класса. Они сыграли большую роль в разгроме немецкой авиации.
Строительство боевых машин Як-7 и Як-9 шло под девизом: «Полк в день» (свыше 20 машин в сутки)!
Особым в годы войны было стремление чкаловцев не просто работать, а совершать подвиги. Тогда зародилась новая форма социалистического соревнования, появились стахановцы военного времени, началось движение двухсотников. К концу 1941 года количество их возросло в пять раз.
С началом войны в стране был создан Фонд обороны, который зачастую называли Фондом Победы. В него вносились добровольные пожертвования в виде денег или материальных ценностей от населения, предприятий и организаций. Коллектив завода им. В.П. Чкалова выступил с инициативой 7, 8, 9 ноября 1941 года выполнить дневное задание на 200 %, а заработок передать в Фонд обороны. Большинство новосибирских предприятий поддержали это, и с 1942 года начался массовый взнос средств в Фонд Победы на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, подводных лодок и другой боевой техники.
В июле–августе 1942 года молодежь завода передала фронту свою внеплановую продукцию – четыре самолета, названные именами героев-комсомольцев: Лизы Чайкиной, Александра Чекалина, Зои Космодемьянской и Любы Земской.
В поддержку наступления Советской Армии в 1944 году заводчане собрали из своих личных сбережений около 400 тысяч рублей и передали их на строительство самолета под названием «Чкаловец». Работники предприятия за годы войны собрали почти 3,5 млн рублей в фонд помощи фронту.
По всей стране в 1943 году также началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». В Новосибирске это звание первой завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода им. Чкалова. Инициативу девушки подхватила молодежь всего завода. К концу года за особые успехи в повышении производительности труда 294 комсомольско-молодежные бригады получили звание «фронтовых», 64 из них носили имя прославленного сибиряка, трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. В комсомольско-молодежных бригадах активно росла производительность труда. За 1944 г. она увеличилась в 2,5 раза….
В городе также получила почет чкаловская бригада Феликса Немировского, которая долго держала первенство среди других комсомольских бригад города Новосибирска и была удостоена звания «Лучшей комсомольской бригады Новосибирска».
В 1943 году на заводе получило развитие движение «тысячников». Первыми «тысячниками» стали фрезеровщик В. М. Уткин и токарь И. И. Монаков.
23 сентября 1943 года коллективу завода было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. За своевременное выполнение всех заданий правительства решением ВЦСПС и наркомата знамя это в 1946 году было оставлено заводу навечно.
В годы войны заводом руководили: М.И. Маланьин (апрель1940 – сентябрь 1941), П.С. Романов (сентябрь 1941 – май 1943). С мая 1943 года директором завода стал В.Н. Лисицын. Именно ему удалось сделать из завода мощнейшее предприятие страны, которое давало фронту огромное количество продукции. Виктор Николаевич награжден двумя Орденами Ленина (1944 г., 1945 г.), объявлен Героем Социалистического Труда (1945 г.).
Отдельных слов уважения заслуживает и Герой Советского Союза Борис Александрович Туржанский, работавший начальником летно-испытательной станции завода во время войны. Знаменитый летчик прославился еще на войне в Испании в 1936 году, с 1941 года по 1945-й возглавлял работу по испытаниям летной техники для фронта. Его именем был назван один из последних самолетов, отправленных на фронт с Чкаловского завода.
Более 4,5 тысячи работников завода ушли на фронт. Домой из них не вернулись 1,5 тысячи. 538 чкаловцев погибли. Тысяча человек пропали без вести на фронтах Великой Отечественной. Пятеро чкаловцев стали Героями Советского Союза – А.Д. Гаранин, В.Х. Иванов, Ф.И. Пересыпкин, В.В. Харчистов, И. М. Черенков, а заводчане Н.Ф. Даниленко и Т.К. Касабиев были среди героев Безымянной высоты в Калужской области.
За войну площади предприятия расширились в три раза, парк оборудования увеличился на 212 %. За образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолетов-истребителей в годы войны Новосибирский завод им. Чкалова был награжден 2 июля 1945 года Орденом Ленина. Более 15 тысяч его работников получили ордена и медали.
Источник: Объединенная Авиастроительная Корпорация
Дополнительная информация: Филиал ПАО «ОАК» — НАЗ им. В.П. Чкалова
Полное наименование: Филиал Публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» – Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова
Сокращенное наименование: Филиал ПАО «ОАК» — НАЗ им. В.П. Чкалова
Адрес: 630015, Российская федерация, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Ползунова, д.15
Сфера деятельности:
Серийное производство военных и гражданских самолётов
Текущие проекты:
• Производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
• Участие в программе перспективного регионального самолета SJ-100.
Источник: Объединенная Авиастроительная Корпорация