Председатель общественного совета при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, заслуженный архитектор России Марк Меерович, согласно сообщениям СМИ региона, обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку законности работы регионального органа госохраны памятников.
«Процесс уничтожения исторического деревянного наследия в Иркутске поставлен на поток. Главной жертвой становятся домостроения, которые охраняются статусом вновь выявленных – после лишения их этого статуса, они уничтожаются. Исполнителем этого является Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Этот непрерывный процесс маскируется службой формальным соблюдением ею процедур. Но по содержанию её деятельность кардинально противоречит требованиям законодательства. Прикрываясь формальной стороной дела, служба, по сути, превратилась в главный орган уничтожения культурного достояния Иркутска. Это и явилось предметом моего обращения в прокуратуру, которая обязана проверять соблюдение законов РФ. Причём не формально, а по существу!», — пояснил Меерович журналистам.
К этим формулам, в которые можно вместо Иркутской области смело подставлять имя практически любого региона РФ, архитектор и эксперт добавляет: инициаторами уничтожения деревянных исторических зданий являются представители бизнеса, которые выкупают их и землю под ними для строительства «очередной бетонной махины», чтобы потом продать её или сдать в аренду. Как говорит Меерович, они доводят историческое здание до аварийного состояния, затем привлекают специалистов из других городов, которые пишут акт том, что дом не представляет никакой ценности; этот документ поступает в Службу, и она выносит его на публичное обсуждение, а затем, несмотря на возражения профессиональной общественности, принимает решение об исключении из списка объектов, охраняемых законом. После этого дом сносят.
В качестве одного из последних примеров такой охраны памятников Меерович вспоминает доходный дом Кирикова на улице Бабушкина, 2. В эти дни аналогичную процедуру проходит дом врача Рассушина на бульваре Гагарина, 32 А. Как сообщает местная пресса, региональный госорган изучает экспертизу авторства Юлии Куваевой из Выборга (!), не признающую деревянный дом конца XIX века достойным охранного статуса. Марк Меерович публично призвал охранную службу признать дом памятником; региональное отделение ВООПИК во главе с Алексеем Чертиловым подготовило и направило в госорган положительную экспертизу и требует ее официальной публикации и рассмотрения.
В декабре 2017 года Марк Меерович, между прочим, уже выступал с почти аналогичными обвинениями в адрес охранной Службы, общественный совет при которой он возглавляет. Только адресовал он послание не прокурору, а губернатору области Сергею Левченко. Как рассказывал тогда наш сайт, Меерович рисовал в письме картину, весьма знакомую градозащитникам Москвы и других исторических городов:
«а) собственник сознательно доводит до уничтожения предмет охраны ОКН;
б) эксперт ГИКЭ, умалчивая об этом факте, «объективно» фиксирует в своем заключения утрату предмета охраны, делая на этом основании вывод о возможности выведения объекта из списка памятников или о не включении в список;
в) Служба, действуя формально, поддерживает выводы экспертов, при этом игнорируя уже имеющиеся в Службе свидетельства ценности объектов и официально поступившие в Службу заявления профессиональной общественности, указывающие на факт некачественно и недобросовестно выполненных актов ГИКЭ и другие принципиальные недостатки актов…
Поступившие в Службу акты ГИКЭ, невзирая на наличие серьезнейших причин для отказа в согласовании, на которые постоянно указывает профессиональная общественность, фиксируя множественные несоответствия законодательным требованиям, утверждаются Службой без какого бы то ни было критического отношения к их содержанию. Служба продолжает принимать решения о невключении выявленных объектов культурного наследия в Госреестр, о выведении объектов из списков ОКН, в конечном итоге обрекая их на уничтожение».
Видимо, губернатор ничем не помог, и председатель общественного совета теперь обращается в прокуратуру. Впрочем, похоже, без особой надежды: Марк Меерович заранее заявил, что если ответа от прокурора области не последует, он будет писать в Генпрократуру.
Большой привет, например, столичному общественному совету при Мосгорнаследии, который, например, 8 августа 2018 года не счел возможным высказаться против проекта строительства 6-этажных зданий 21-метровой высоты в квартале на Софийской набережной напротив Кремля.
Фото: WikimediaCommons
Источник: http://hraniteli-nasledia.com/articles/gosorgany/protsess-unichtozheniya-postavlen-na-potok/