Шамина Наталья Владимировна, председатель Новосибирского областного отделения ВООПИиК.
Невосполнимую утрату понес вчера исторический облик нашего города. Варварски уничтожено здание Дома-коммуны «Рабочая пятилетка» 1930 года постройки по адресу Каменская, 18. Этот дом — живой свидетель и участник великой кампании большевиков по созданию «нового человека» путем организации нового быта. Троцкий : «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый “семейный очаг”, т.е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет до смерти. Место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные,… и проч.». «Не ограничиваясь формальным равноправием женщин, партия стремится освободить их от материальных тягот устарелого домашнего хозяйства путем замены его домами-коммунами, общественными столовыми, центральными прачечными, яслями и т.п.», — говорил Ленин на Восьмом съезде РКП(б) в 1919 году. «По существу говоря, бытовая революция, т.е. полное переустройство быта на началах светлой, разумной, благоустроенной жизни – это и есть цель революции… Бытовая революция есть цель, ради которой производятся все другие революции» Луначарский.
Впрочем, злые языки утверждают, что этот филантропический порыв объясняется просто-напросто намерением включить женский труд в экстенсивное плановое производство. Так или иначе, но дома обобществленного быта в Новосибирске строились. И Дом-коммуна на Каменской, 18 был одним из них. Назывался он «Рабочая пятилетка», имел необычную зигзагообразную форму и полностью соответствовал идеологическим установкам. В подвале находились механическая прачечная, котельная и продсклад. На первом этаже — столовая (столовка, как эти заведения называли тогда официально), магазин-распределитель и «спальные ячейки» для пожилых коммунаров. На втором этаже — спальни для взрослых и детей дошкольного возраста. Третий и четвертый этажи — спальные ячейки для взрослых и подростков (школьников предполагалась забирать из семей в интернаты), часть четвертого этажа — помещения для совместного отдыха и занятий. Кухонь при «ячейках», где должны были только спать, не было, все должны были питаться в «столовке». Была объявлена нещадная война примусу. «Мы прекрасно знаем, что можно за те же деньги, с тем же количеством труда, путем общественных кухонь и столовых, дать великолепную, здоровую, вкусную пищу в атмосфере светлой столовой, с хорошей музыкой, газетами, шахматами, в хорошей обстановке, дающей радость и отдых во время обеда; всё это можно дать за те же средства, которые затрачиваются на безотрадный домашний борщ, которым огромное большинство из нас в настоящее время, не поперхнувшись, питается и с каждой ложкой которого мы объедаем женскую вольность, женское достоинство, женское будущее», — бушевал Луначарский. Это был воплощенный «Дом-утопия», сон Веры Павловны, мечта паупера, основанная на неугасимой большевистской «вере в человека».
И этот дом уничтожен! Эта страница в нашей невероятной истории бездарно стерта! И ведь мы мало-помалу забудем о тех потрясающих экспериментах, которые победивший пролетариат проводил на просторах нашей Родины во имя всеобщего счастья. Во всяком случае, уже сейчас в них поверить трудно, а за утратой материальных свидетельств — станет вообще невозможно. Город наш станет безликим и лишенным прошлого, в том числе весьма назидательного.
Вчера, подходя к этому дому на защитный пикет, я была поражена тем, насколько его вид ясно и отчетливо говорит о том суровом и безумном времени. Какие-то особенные пропорции, особенная форма оконных проемов, их расположение, конструктивистские балконы, — на него можно долго смотреть не отрываясь, он буквально завораживает. На стенах — благородная патина времени.
Теперь его уже нет и никогда не будет. Коммунисты в мэрии сдают свое наследие на уничтожение, не моргнув глазом (Дом-Коммуна, Дом Спорта, кафе «Отдых», Академгородок, баня НКВД). Только бы буржуям потрафить. А жители выходят на пикеты в защиту исторического лица города, после чего мэрия штрафует их по ложным обвинениям.
Несколько лет назад из списков выявленных объектов историко-культурного наследия было незаконно, без всякого основания и обоснования, исключено более 70 исторических зданий в Новосибирске! Это и есть лишение нас исторической памяти, превращение в «образцовых потребителей» и в потенциальный субстрат для дальнейших социальных экспериментов — со всеми вытекающими последствиями.
Краткая справка о доме:
ЖАКТ «Рабочая пятилетка» Новосибирск ул. Каменская, 18 (ул. Чаплыгина, 92)
Памятник архитектуры. Проект жилого дома разработан в 1929-1930г. группой архитекторов под руководством П.А.Лесневского.
С 1930 г. развернулось и кооперативное жилищное строительство. ЖАКТ «Рабочая пятилетка» строит по улице Каменской жилой дом на 250 человек, первый (но так и оставшийся единственным) и намеченных восьми домов-коммун.
В жилом доме жакта «рабочая пятилетка» новосибирские архитекторы использовали разработанный западно-европейскими функционалистами (особенно популярный в германии) прием зигзагообразного плана жилого здания, позволяющий обеспечить достаточное освещение коридора через оконный проем в торце корпуса. построение здания уступами создает и эффектную объемно-пространственную композицию.
Дом для рабочих пищевой и деревообделочной промышленности «рабочая пятилетка» был рассчитан на 238 жильцов — 106 взрослых и 132 ребенка (до 16 лет). В проекте предполагалось проживание жильцов отдельными возрастными группами и полное обобществление быта. на подвальном этаже находились механическая прачечная, котельная и продуктовые склады. На первом этаже были расположены столовая, распределитель товаров, помещения администрации кооператива и спальни «престарелых». Спальни взрослых и детей восьмилетнего возраста занимали второй этаж. Третий и четвертый этажи отводились для спален взрослых и детей до 16 лет. Отдельную часть четвертого этажа занимали комнаты общественного пользования.
Проект был принят как типовой, кооператив «красный кожевник» построил два жилых здания по этому проекту на ул. Дуси Ковальчук (2, 2/1). Но после опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930г., осуждавшего форсированное обобществление быта как «вредный левый уклон», строительство домов- коммун было прекращено, а жилой корпус «рабочей пятилетки» переделали в обычный многоквартирный дом.
Источник: http://prawdom.ru/dom.php?hm=kamenskaya_18
Александр Макаров
8 января, 2019 at 3:06дпМатериалы портала НГС:
29.12.2018. «До конца января снесут»: власти продали за 150 миллионов дом-коммуну в центре Новосибирска
05.01.2019. В Новосибирске начали сносить старейший дом-коммуну: полиция требует остановить снос дома
05.01.2019. Строители продолжили работы по сносу старейшего дома-коммуны в центре Новосибирска
Материалы портала «Наш дом Новосибирск»:
04.01.2019. Новосибирские общественники пытаются остановить снос дома-коммуны
05.01.2019. Новосибирские общественники вместе с полицией приостановили снос дома-коммуны
05.01.2019. Строители возобновили снос дома-коммуны в центре Новосибирска
06.01.2019. Вздрагиваем, как от взрыва: при сносе дома-коммуны трясутся соседние здания, новосибирцы боятся обрушения
07.01.2019. Соседей дома-коммуны попросили «не вести пропаганду»
07.01.2019. Прощай, коммуна: как в Новосибирске конструктивизм разрушали
Обсуждение на форуме «НОВОСИБИРСК в фотозагадках»:
http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=2928