Итоги деятельности в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области, за 2020 год и приоритетные задачи на 2021 и последующие годы

Итоги
деятельности в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области, за 2020 год и приоритетные задачи на 2021 и последующие годы.

Доклад начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области на расширенной коллегии в 2021 г.

 

По состоянию на 1 января 2021 года на территории Новосибирской области на государственной охране находится:

2411 объектов культурного наследия (на 01.01.2020 – 2408)
(из них: 1205 выявленных объектов культурного наследия (на 01.01.2020 – 1209), 1206 объектов культурного наследия включены в единый государственный реестр (памятников истории и культуры) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее – Реестр), на 01.01.2020 – 1199.

в том числе:

— 1821 памятник археологии (на 01.01.2020 – 1821),
— 328 памятников архитектуры (на 01.01.2020 – 326),
— 251 памятник истории (на 01.01.2020 – 250),
— 5 памятников монументального искусства (на 01.01.2020 – 5),
— 6 достопримечательных мест (на 01.01.2020 – 6).

В динамике за 3 года финансирование сферы охраны объектов культурного наследия в Новосибирской области отражено в таблице, как и плановые цифры финансирования, запланированные на 2021 год (в млн. рублей):

2018

2019

2020

2021

Субсидия автономным учреждениям

38,54

38,72

38,72

38,37

Иные межбюджетные трансферты местным бюджетам

8,95

3,20

12,3

10,4

Субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий по сохранению мемориальных объектов, увековечивающих память о новосибирцах – защитниках отечества

9,36

41,66

8,68

Субсидии некоммерческим (религиозным) организациям

5,97

16,80

Мероприятия по проведению работ на воинских захоронениях в рамках реализации федеральной целевой программы

1,15

6,69

Осуществление переданных полномочий Российской Федерации

714,73

2,90

4,51

5,40

Расходы на содержание инспекции

10,85

11,18

11,19

10,50

В связи с реализацией инспекцией полномочия по организации работ по выявлению объектов культурного наследия и их включению в Реестр:

В 2020 году в Реестр в качестве объектов регионального значения включены:

выявленный объект культурного наследия «Конюшня», расположенный по адресу: г. Новосибирск, территория Военного городка, 770/2;

выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Тополевая, 8;

выявленный объект культурного наследия «Дом жилой», расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Тополевая, 4;

выявленный объект культурного наследия «Дом жилой для четырех семей старших офицеров», расположенный по адресу: г. Новосибирск, территория Военного городка, 56;

выявленный объект культурного наследия «Офицерская и солдатская баня», расположенный по адресу: г. Новосибирск, территория Военного городка, у юго-восточного фасада объекта культурного наследия «Военный городок. Комплекс зданий военного ведомства. Дом жилой» (объект № 28);

выявленный объект культурного наследия «Вспомогательное здание инфраструктуры военно-остановочного пункта», расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Владимировская,2;

выявленный объект культурного наследия «Церковь во имя Архистратига Божия Михаила», расположенный по адресу: Новосибирская область, Искитимский район, с. Легостаево.

По итогам 2020 года в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области, включены:

памятник архитектуры «Госпиталь», расположенный по адресу: г. Новосибирск, Военный городок №1.

памятник архитектуры «Дом купца Ф.А. Щеглова», расположенный по адресу: Новосибирская область, Кыштовский район, с. Кыштовка, ул. Ленина, 35.

В целях достижения показателя Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области в 2020 году в рамках мероприятий Программы Культура НСО, уставной деятельности НПЦ, организовано проведение ремонтно-реставрационных работ на 5 объектах культурного наследия в г. Новосибирске, г. Куйбышеве, р.п. Колывани, с. Кыштовка Кыштовского района.

В частности, в селе Кыштовка Кыштовского района Новосибирской области в 2019 году профинансированы работы по ремонту и реставрации Однотажного жилого дома по ул.Ленина, 37. В рамках первого этапа исполнения контракта в 2019 году выполнены работы на сумму 5 160,68 тыс. рублей.

В 2020 году завершены строительно-монтажные работы в объеме 3 785,90 тыс.рублей.

В результате проделанной работы основной показатель, определенный Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области как доля объектов культурного наследия, включенных в Реестр, относящихся к памятникам архитектуры, истории и монументального искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии составил 87,14 % (на конец 2018 года составлял 78,6) при целевом значении – 80,08 %.

В рамках предусмотренного Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области проекта создания музейно-туристического комплекса «Колывань историческая» продолжено финансирование работ, направленных на ввод в эксплуатацию одного из первых каменных зданий на территории Новосибирской области, объекте культурного наследия регионального значения – памятнике архитектуры «Собор Святой Живоначальной Троицы», построенном в 1867 г. на Соборной площади Колывани, для чего религиозной организации «Новосибирская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» предоставлялись:

1) субсидия в конце 2019 года в размере 5 266,20 тыс. рублей на проведение работ по усилению грунтов оснований фундаментов. В 2020 году работы завершены в полном объеме;

2) субсидия в размере 6 321,74 тыс. рублей для проведения работ по устройству ограждения, предоставленная в конце 2019 года, освоена в 2020 году в размере 947,00 тыс. рублей (на разработку научно-проектной документации, проведение государственной историко-культурной экспертизы и государственной вневедомственной экспертизы);

Завершение работ по устройству ограждения на сумму 5 374,74 тыс. рублей запланировано в 2021 году.

В целях содействия реализации проекта восстановления Храма в г. Куйбышеве между Инспекцией и религиозной организацией «Каинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» в 2019 году было заключено Соглашение и предоставлена субсидия в размере 4, 00 млн. рублей на проведение спасательных археологических раскопок на выявленном объекте археологического наследия «Археологический культурный слой Спасского собора» на территории центрального городского сквера имени В.В. Куйбышева (в месте будущего строительства Храма).

Проект сохранения выявленного объекта археологического наследия «Археологический культурный слой Спасского собора» разработан НПЦ при исполнении государственного задания 2019 года с проведением государственной историко-культурной экспертизы. Согласно сметы, составленной в рамках проекта сохранения, стоимость спасательных работ составила более 11 млн. рублей.

Но между Каинской Епархией Русской Православной Церкви и Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук заключен договор от 14.08.2019 № 702 всего лишь на 5 ,0 млн. рублей на весь объем работ.

В 2020 году раскопки на объекте завершены во многом благодаря участию волонтеров, жителей города Куйбышева, активной помощи сотрудников местной администрации, предпринимателей.

В вопросах реализации полномочий в сфере контрольно-надзорной деятельности, в том числе за счет роста штатной численности (4 шт. единицы) на переданные полномочия за счет средств федерального бюджета инспекции удалось следующее:

В рамках реализации Программы проведения профилактики нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия на 2018 — 2020 годы в 2020 году утверждено 106 охранных обязательств, из них 97 по объектам археологического наследия федерального значения и 9 памятников архитектуры (1 — федерального, 6 – регионального и 2 — местного (муниципального) значения). Это на 68 % больше чем в 2019 году. В орган регистрации прав направлено 107 заявок в электронном виде для учета в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведений об охранных обязательствах и регистрации обременений, из них зарегистрировано — 70.

Подготовлено:
Год 2018 2019 2020
Акты тех.состояния 92 90 93
Охранные обязательства 16 63
(в т.ч. 9 археология,
54 – архитектура)
106
(в т.ч. 97 археология,
9 – архитектура)
Требования 85 59

Несмотря на непростую ситуацию в 2020 году в связи с введением на территории Новосибирской области ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и запретом проведения внеплановых, а также большей части плановых проверок, инспекцией была усилена работа по проведению мероприятий по контролю за состоянием в отношении объектов культурного наследия, привлечению виновных лиц к административной ответственности. За отчетный период Инспекцией проведено 110 мероприятия по контролю, что на 66 мероприятий по контролю больше, чем в 2019 году. Таким образом, количество мероприятий по контролю за состоянием памятников архитектуры увеличилось более чем в 2 раза. Также проведена 1 плановая и 1 внеплановая проверки юридических лиц. По результатам проверок и мероприятий по контролю в отношении правообладателей ОКН было выдано 9 предписаний по фактам нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия. В целях обеспечения сохранности ОКН привлечено к административной ответственности 3-е правообладателей, в действиях которых были установлены нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Год 2018 2019 2020
Проведено проверок 20 15 2
Проведено мероприятий по контролю за состоянием ОКН 176
(в т.ч.130
археология,
46 архитектура)
176
(в т.ч. 130
археология,
46 архитектура)
242
(в т.ч. 130
археология,
112 архитектура)
Выдано предписаний 19 7 9
Составлено протоколов 2 4 8

В декабре 2020 года приказом инспекции утвержден и согласован с прокуратурой Новосибирской области план проведения проверок юридических лиц на 2021 год.

В связи с реформой контрольно-надзорной деятельности и принятием федеральных законов, регламентирующих эту сферу, предстоит актуализировать нормативно-правовую базу, совершенствовать механизмы осуществления надзорной и профилактической деятельности, использовать современные технологии для обеспечения доступности информации.

В 2020 г. проведена одна плановая выездная проверка и осуществлено пять внеплановых мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного (археологического) наследия. По результатам данных мероприятий составлено три протокола об административных правонарушениях. По факту причинения вреда памятнику археологии Курганный могильник Усть-Тартасские курганы (Венгеровский район) возбуждено уголовное дело.

В 2021 г. запланировано проведение трех выездных проверок в отношении юридических лиц и органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную и хозяйственную деятельность на землях, в границах которых расположены объекты археологического наследия.

В результате спасательных археологических полевых работ (раскопки), проведенных в полевой сезон 2020 г. сотрудниками ИАЭТ СО РАН, утверждены уточненные границы территории выявленного ОАН Археологический культурный слой Спасского собора (г. Куйбышев). Данные работы проводились в целях обеспечения сохранности памятника археологии, расположенного в зоне строительства (воссоздания) Спасского собора.

В сфере разрешительной деятельности и осуществления согласований в 2020 году инспекцией:

В рамках предоставления государственной услуги по предоставлению информации о наличии или отсутствии объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ, в 2020 г. рассмотрено 488 обращений.

Рассмотрено и согласовано 22 заключения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению.

Рассмотрено в 2020 году в отношении памятников архитектуры, истории и монументального искусства:

39 заявлений о согласовании проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (из них удовлетворено 30, отказано в согласовании в 9 случаях),

13 заявлений о согласовании обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия (из них удовлетворено 6, отказано в согласовании в 7 случаях),

Выдано 49 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В начале 2020 года, выступая на заседании коллегии мною озвучены задачи и обязательства инспекции на предстоящий год, не все из которых удалось достичь, но несмотря на возникшие сложности, удалось следующее.

В рамках выполнения запланированных на 2020 год задач и в пределах полномочий инспекции.

1. Обеспечена реализация мероприятий федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2019 № 1036 (далее – ФЦП).

Новосибирская область вошла в число участников ФЦП в 2019 году.

На 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. между инспекцией и Министерством обороны Российской Федерации заключено соответствующее соглашение для реализации ФЦП.

На 2020 год получено и освоено средств из федерального бюджета 653,2 тыс.рублей.

В рамках ФЦП предусмотрены на воинских захоронениях работы по установке мемориальных знаков, работы по восстановлению (ремонт, реставрация и благоустройство).

В Барабинском районе реализованы мероприятия ФЦП на 10 воинских захоронениях – благоустройство захоронений и установка мемориальных знаков.

В Болотнинском районе реализованы мероприятия ФЦП на 9 воинских захоронениях – благоустройство захоронений и установка мемориальных знаков.

В Каргатском районе реализованы мероприятия ФЦП на 1 воинском захоронении – установка мемориального знака.

В Колыванском районе реализованы мероприятия ФЦП на 4 воинских захоронениях – благоустройство захоронений и установка мемориальных знаков.

В Коченевском районе реализованы мероприятия ФЦП на 6 воинских захоронениях – установка мемориальных знаков.

В Купинском районе реализованы мероприятия ФЦП на 5 воинских захоронениях – установка мемориальных знаков.

В Сузунском районе реализованы мероприятия ФЦП на 15 воинских захоронениях – установка мемориальных знаков.

В городе Новосибирске реализованы мероприятия ФЦП на 1 воинском захоронении – благоустройство захоронения.

Работы по установке мемориальных знаков на воинских захоронениях (50 захоронений) и благоустройству воинских захоронений (24 захоронения) в Новосибирской области завершены в полном объеме. Мероприятия ФЦП реализованы на территории г. Новосибирска и 7 муниципальных районов Новосибирской области.

Учитывая те сложности с которыми столкнулись при реализации ФЦП в 2020 году, уже в течение января этого года инспекцией проведена работа по актуализации в 2021 году актуализированы потребностей муниципалитетов по ремонту, восстановлению воинских захоронений, установке на них мемориальных знаков.

2. Реализация проекта «Исторические поселения Новосибирской области» в рамках Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года.

Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года поставлены амбициозные задачи в вопросе наделения статусом исторических поселений частям старейших населенных пунктов Новосибирской области, таким как г. Куйбышев, р.п. Сузун и р.п. Колывань.

В рамках государственного задания ГАУ НСО НПЦ в 2019 и 2020 гг. были разработаны:

1) научно-проектная документация «Историческое поселение регионального значения р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области» с материалами обоснования границ, предмета охраны исторического поселения, проектом требований к градостроительным регламентам исторического поселения;

2) научно-проектная документация «Историческое поселение г. Куйбышев Куйбышевского района Новосибирской области» с материалами обоснования границ, предмета охраны исторического поселения, проектом требований к градостроительным регламентам исторического поселения.

Документация об историческом поселении р.п. Сузун прошла обсуждение на Научно-методическом экспертном совете по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при инспекции и в соответствии с пунктом 1 статьи 18 областного закона об объектах культурного наследия для утверждения на заседании Правительства Новосибирской области подготовлен соответствующий проект постановления Правительства Новосибирской области.

В соответствии с проектом исторического поселения утверждаются:

границы территории исторического поселения;

особенности (предмет охраны) исторического поселения;

требования к градостроительным регламентам исторического поселения.

Проект постановления уже согласован главой Сузунского района, министерством культуры Новосибирской области, департаментом земельных и имущественных отношений Новосибирской области.

Дальнейшее согласование проекта постановления приостановлено в связи с вынесением в 2020 году Постановления Конституционного суда Российской Федерации, кардинально влияющего на принятие решений, направленных на установление обременений в сфере охраны объектов культурного наследия даже законным путем в отношении территорий, земельных участков, которые снижают стоимость таких земельных участков. Если кратко для принятия решения об установлении зон охраны, защитных зон, исторических поселений требуется не только определение размера потенциальных убытков правообладателям земельных участков, но и решения вопроса о компенсации таких убытков.

В 2021 году инспекция планирует детально проработать этот вопрос, решив в том числе задачу по доработке проектов по историческим поселениям.

И соответственно те задачи, которые мы планировали решить в 2020 году по разработке индивидуальной стратегии развития для каждого исторического поселения, создания механизма вовлечения исторического поселения в число участников программ формирования современной городской среды будут решаться в 2021-2022 годах.

3. Оказание муниципальным образованиям и некоммерческим организациям финансовой, в том числе грантовой, поддержки было сдержано сложившейся в целом в стране и в регионе финансовой ситуацией.

Вместе с тем, удалось передать средства межбюджетного трансферта Колыванскому району для целей проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, расположенных в р.п. Колывань в размере 12,3 млн. рублей. Работы планируется провести в 2021 году.

4. Актуальной не только в Новосибирской области, но и на федеральном уровне является проблема сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами. Поэтому задача по выработке дополнительного механизма решения этой проблемы была заявлена инспекцией на 2020 год.

В течение года в полном объеме решить ее не удалось, и нужно сказать, что это не задача одного года. Стоит отметить, что уже на съезде органов охраны объектов культурного наследия в октябре 2020 года затронут вопрос о несрабатывании механизма капитального ремонта, предусмотренного для многоквартирных домов – объектов культурного наследия, в рамках существующих программ капитального ремонта. Отмечено, что сложившееся правовое регулирование на федеральном уровне в недостаточной степени учитывает особенности обследования, проектирования и ведения ремонтно-реставрационных работ на таких объектах.

В связи с чем инспекцией заявлено и в областном бюджете Новосибирской области на 2021 предусмотрено немногим более 10 млн. рублей для дополнительного финансирования комплексных проектов ремонтно-реставрационных работ на ОКН-многоквартирных домах.

Хочу сказать, что данные средства в виду их незначительности для региона в целом не планируется расходовать на текущие потребности проектирования и ремонта. Во-первых, к финансированию в рамках пилотного проекта отобран пока 1 многоквартирный дом, это объект культурного наследия регионального значения «Дом под часами» по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 11.

В инспекции создана рабочая группа, в которую вошли представители муниципалитета, музея г. Новосибирска, представители общественности, сотрудники иных областных органов государственной власти Новосибирской области (министерство культуры и министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики).

На 2021 год соответственно перешли и те задачи, связанные с реализацией этого проекта, которые не удалось завершить в 2020 году:

1) разрешены проблем и рисков нормативно-правового характера;

2) проведена ревизия установленного предмета охраны;

3) обеспечить исполнение дорожной карты, увязывающей региональные и местные инициативы, относящихся к проблемам сохранения объектов культурного наследия – многоквартирных домов;

4) направить предложения по учету в федеральных инициативах практики реализации пилотного проекта Новосибирской области.

5. Совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов управления в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, повышение качества государственных услуг и государственного надзора:

1) по направлению нормативно-правовое обеспечение деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия.

По состоянию на 31.12.2020 г. общее количество нормативных правовых актов, изданных государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее – инспекция), которые прошли антикоррупционную экспертизу, в том числе независимую антикоррупционную экспертизу на портале «Электронная демократия Новосибирской области» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», составляет 352 (в 2019 году издано 422 нормативных правовых акта).

2) обеспечено исполнение приказа Министерства культуры Российской Федерации от 20.04.2016 № 876: осуществлять плановые мероприятия по контролю состояния не менее 20 % объектов культурного наследия федерального значения:

В рамках исполнения переданных полномочий в 2020 г. проведено обследование состояния 130 объектов археологического наследия (далее – ОАН) федерального значения, что составляет 20 % от общего количества объектов культурного наследия федерального значения (всего — 639 ОАН федерального значения, 10 – ОКН – памятники архитектуры, искусства, истории федерального значения), расположенных на территории Новосибирской области. В 2021 г. также запланировано обследование состояния 130 ОАН федерального значения.

В 2020 году проведены обследования состояния и составлены акты технического состояния в отношении 93 памятников архитектуры и истории, расположенных в г. Новосибирске, г. Бердске, г. Куйбышеве, Куйбышевском, Венгеровском Сузунском, Колыванском, Краснозерском, Тогучинском районах.

С учетом составленных актов технического состояния собственникам направлены 59 требований по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (на 45 % меньше чем в 2019 году).

Требований направлено меньше, чем составлено актов в связи с тем, что приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.07.2020 № 774 (зарегистрирован в Минюсте 13.11.2020) утверждена новая форма охранного обязательства и требуется актуализация сведений, направляемых собственникам (переработка содержания ранее составленных планов мероприятий).

В этом году инспекция планирует перейти на долгосрочное (5 лет) планирование мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия вне зависимости от категории историко-культурной значимости, составление актов технического состояния, охранных обязательств для обеспечения системного подхода в реализации данной функции. Так на 2021 год планом предусмотрено обследовать 116 памятников истории и архитектуры, в 2022-2025 гг. – 436.

3) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 № Пр-2217 в 2020 году завершены работы по установлению границ территорий, предметов охраны и режимов использования земельных участков для памятников археологии федерального значения.

За период 2019-2020 гг. проведены полевые работы для определения границ территории 401 памятников археологии федерального значения из 639.

На установление границ территорий объектов археологии затрачено в 2020 году 9008,49 тыс. рублей, за 2 года (2019-2020) 18897,69 тыс. рублей.

В 2020 г. приказами инспекции утверждены особенности (предметы охраны), границы территорий и особые режимы использования земельных участков в данных границах для 198 ОАН федерального значения, расположенных на территории Новосибирской области.

К настоящему времени границы территорий утверждены для 625 ОАН федерального значения, что составляет 98 % от их общего количества (639 ОАН). 14 объектов археологического наследия либо полностью разрушены, либо полностью исследованы археологическими раскопками, в связи с чем подлежат исключению из ЕГРКН.

Утверждены границы территорий
(накопительным итогом)

Год 2018 2019 2020
Памятники архитектуры, мемор.искусства, дос.места 485 501 506
Памятники археологии 149 427 625
Всего 634 928 1131

С учетом уточненных в январе 2021 г. в Кадастровую палату Новосибирской области сведений о границах территорий ОАН федерального значения в формате XML-схем (276х2 схем) доля территорий объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Реестр, сведения о которых внесены в ЕГРН, составила 100 % (635 объектов) в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Новосибирской области, на которые установлены границы территории.

По состоянию на 31.01.2020 доля таких территорий составляла 57,1 % (363 объекта) в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Новосибирской области, на которые установлены границы территорий.

По состоянию на 01.01.2021 на территории Новосибирской области расположено 1182 выявленных объекта археологического наследия. Границы территорий утверждены для 320 объектов, что составляет 27 % от общего количества выявленных объектов археологического наследия. В 2021 году работа по установлению границ территорий, предметов охраны и режимов использования будет продолжена в отношении 65 памятников археологии, относящихся к выявленным объектам культурного наследия, из 862 выявленных памятников археологии, к настоящему времени не обеспеченных утвержденными границами территорий.

На проведение археологических полевых и камеральных работ по установлению границ территорий для более чем 800 выявленных объектов археологического наследия потребуется соответствующее финансирование около 160 млн. руб. в расчете на период до 2030 года (на 10 лет).

4) усилен контроль за соблюдением требований к осуществлению деятельности, ограничений использования лесов и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательное место «Новосибирский Академгородок», расположенного по адресу: г. Новосибирск, Советский район;

В 2020 году Инспекцией в отношении ДМ «Академгородок», объектов культурного наследия регионального значения (далее — ОКН) и объектов капитального строительства, не являющихся объектами культурного наследия (далее — ОКС), расположенных на территории ДМ «Академгородок», проведены следующие мероприятия по контролю за состоянием (далее – мероприятия по контролю).

В 2020 году Инспекцией в отношении ДМ «Академгородок», объектов культурного наследия регионального значения (далее — ОКН) и объектов капитального строительства не являющихся объектами культурного наследия (далее — ОКС), расположенных на территории ДМ «Академгородок», проведены мероприятия по контролю за состоянием (далее – мероприятия по контролю).

В отношении ОКС, расположенных на территории ДМ «Академгородок»:

в 2020 году — 29 мероприятий по контролю;

в 2019 году — 8 мероприятий по контролю.

В отношении ОКН, расположенных на территории ДМ «Академгородок»:

в 2020 году — 5 мероприятий по контролю;

в 2019 году — 4 мероприятия по контролю.

В сравнении с 2019 годом мероприятиями по контролю охвачено на 73% объектов капитального строительства, расположенных в ДМ «Новосибирский Академгородок».

По результатам мероприятий по контролю, в связи с нарушением пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в отношении 1 юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, направлен в суд. В отношении правообладателя рекламной конструкции, расположенной на фасаде ОКН, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Доводы части сообщений о нарушении обязательных требований на территории ДМ «Новосибирский Академгородок» не подтверждены.

5) для целей совершенствования процедуры и механизма выявления объектов культурного наследия, в 2020 году впервые в Новосибирской области разработаны критерии определения историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

В октябре 2020 года на состоявшейся рабочей встрече экспертов Новосибирской области рассмотрен 1-й вариант Критериев определения историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, применительно к памятникам архитектуры в целях их включения в Реестр. Их доработка во взаимодействии с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств, Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области продолжена в 2021 году, уже имеется новый вариант Критериев. До окончания февраля 2021 года предполагаем завершить расчет по системе критериев всех объектов культурного наследия, включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, включенных в список.

6) расширение доступности информации об объектах культурного наследия и популяризация историко-культурного наследия:

а) внесение информации об объектах культурного наследия в АИС ЕГРКН;

в ходе исполнения пункта 2.3 указания Президента Российской Федерации от 05.01.2013 Пр 16 об обеспечении полноты и достоверности учета объектов культурного наследия в АИС ЕГРКН Новосибирская область занимает лидирующие позиции как в Сибирском федеральном округе, так и по России (на 01.01.2020, на 01.01.2021).

Формирование и ведение АИС ЕГРКН осуществляется Минкультуры России совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Сравнительная территория Всего ОКН в АИС ЕГРКН на 20.11.2019 Сведения о предмете охраны % Сведения о границах территории % Сведения о зонах охраны %
Россия на 01.01.2020 144426 15100 10,46 19905 13,78 7409 5,13
Сибирский федеральный округ на 01.01.2020 17396 1882 10,82 2726 15,67 1165 6,70
Новосибирская область на 01.01.2020 1159 595 51,34

(6-я позиция в России, 1-я — в Сибирском федеральном округе)

580 50,04

(на 11 месте в России, на 1-м в Сибирском федеральном округе)

412 35,55

(5-я позиция в России, 2-я – в Сибирском федеральном округе)

Новосибирская область на 01.01.2021 1194 595

+36(ОКН)

+235(ОАН)

=866

72,53 580

+36(ОКН)

+235(ОАН)

=851

71,27 412

+29(ОКН)

+235(ОАН)

=676

56,62

 

В настоящее время в АИС ЕГРКН направлена основная информация о 100% объектов культурного наследия, включенных в Реестр. Требуется внесение в АИС ЕГРКН дополнительных сведений, ранее не учитывавшихся в Реестре, и предоставляющих дополнительные возможности для реализации полномочий в сфере охраны объектов культурного наследия.

б) в целях популяризации объектов культурного наследия НПЦ подготовлен и издан буклет «Героическая симфония, исполненная в камне» об объекте культурного наследия регионального значения – памятника «Монумент Славы в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной Войны».

в) во взаимодействии с министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Центр навигационных и геоинформационных технологий Новосибирской области» (ГБУ НСО «ЦНГТ НСО») отрабатывался вариант создания ГИС Новосибирской области «Охрана объектов культурного наследия». В связи с отсутствием решения о финансировании реализация проекта приостановлена.

Вместе с тем планируется и далее осуществлять внесение на плановой основе основной информации об объектах культурного наследия в государственную информационную систему Новосибирской области «Региональная геоинформационная система Новосибирской области».

7) Из нерешенных задач инспекцией не снимается с себя, отмечается актуальность в 2021 году таких задач как:

расширение государственно-частного партнерства в сфере сохранения объектов культурного наследия, создание условий для реализации инвестиционных проектов в области сохранения объектов культурного наследия;

активизация работы по вовлечению в гражданско-правовой оборот объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

содействие в подготовке документов для передачи неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в аренду на льготных условиях физическим и юридическим лицам в целях обеспечения их сохранности за счет частных инвестиций.

оказание грантовой, иной поддержки некоммерческих организаций и добровольцев, волонтерских проектов.

хотя такие задачи не отнесены напрямую к полномочиям инспекции в соответствии с действующим Положением, но их решение непосредственно влияет на достижение задач стоящих перед Новосибирской областью в сфере сохранения историко-культурного наследия в целом.

В своем докладе я не случайно не отражала сведения о результатах проектных работ для обеспечения ремонта, реставрации объектов культурного наследия, а также о содержании балансовых объектов культурного наследия, выполненных в рамках государственного задания НПЦ и за счет услуг от приносящей доходы деятельности, об этих итогах доложит Татьяна Александровна Артюкова, руководитель НПЦ.

Спасибо за внимание.

Источник: Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области

Детали

Внимание, Ваш электронный адрес не будет опубликован. Указание Имени и Электронного адреса является обязательным!