Новосибирский Академгородок

«Город-лес» — так говорят о проекте Академгородка его основатели.

Достопримечательное место «Новосибирский Академгородок» — так определяется Новосибирский Академгородок СОРАН в Постановлении правительства НСО от 30.12.2014 г. № 544-п. То есть охраняемый объект культурного наследия регионального (областного) значения.

«Лес, отделяющий зону институтов от остального Городка (Центральный лес, в т.ч. вырубаемый сейчас участок 54:35:091485:498) заповедан от вырубки и застройки решением Президиума СО АН СССР №307-1-38 от 21.01.1959 г. за личной подписью М.А. Лаврентьева для создания комфортных условий для труда научных сотрудников. Требую внести этот лес в лесоустройство, откуда он был незаконно выведен». Это рекомендовал местным властям и Совет по правам человека при Президенте РФ еще в 2018 году.

Приведу небольшой фоторепортаж о сегодняшнем проходе по Центральному лесу.

Вхожу в Центральный лес. Звуков работы техники нет. Ароматы липы, трав и невероятная торжественность. На развилке именных тропинок следующая табличка:

Кто-то уже ее «зачеркнул».

Местами обнаруживаются неустоявшие сосны. Никаких признаков видимых повреждений на их корнях и у основания стволов нет. После наклона сосны могут стоять годами. По крайней мере, стояли в моем студенчестве годами.

 

В некоторых местах лесных тропинок валежника прибавляется. Будто ото всюду упали состарившиеся деревья именно к тропинке, именно к люку.



Много деревьев подкрашены красной краской. Кто-то хотел их украсить?

Совершенно не имеет меток сухостой. Зато за стадионом НГУ так «украшены» даже совершенно крепкие и здоровые березы. Что же обозначают такие красные метки на стволах?

Отхожу с тропинки в чащу, обнаруживаю, что даже красавец молодой кедр (на вид ему лет всего 50, только начал плодоносить) не лишен красной метки. Ее видно в тени на стволе на фото ниже:

Этот кедр служил кому-то новогодней елочкой. Справа на его стволе бордовая метка.

А дальше мой путь по обозначенной указателем тропинке невозможен. Дорога перекрыта зелеными воротами, обходы тропинки обтянуты сеткой-рабицей. Рядом с воротами весь день сидит вполне доброжелательный охранник. Спрашиваю, почему перегорожена тропа и как добираться теперь до НГУ и до ФМШ от ВЦ?

Направляет обходить «строительную площадку» через проспект Лаврентьева. Говорит, что «строят два новых корпуса, один какой-то медицинский».

Что в загороженном лесу на старинной широкой тропинке планируют делать? Кто загородил часть леса и возвел высокие ворота? Кстати, на воротах замечательная запись о законности всего происходящего. На нее охранник не обращает внимания.

На вопрос, где прочитать информационную табличку, направляет меня обойти территория со стороны лабкорпуса.

Начинаю движение вокруг сетки-рабицы вправо, к бассейну НГУ.

Внутри ограждения некоторые деревья повязаны полосатой ленточкой. Красных меток больше нет. Встречаются местами оранжевые. Лес до аспирантских общежитий густой, не тронутый, но сплошь обтянут сеткой. В целом громких звуков из-за заграждения не слышно, но если прислушаться, будто косой косят подлесок.

От аспирантского общежития открывается вид на два синих трактора, утопающих в зелени. В тот момент тракторы молчали.

От Лабкорпуса проход, конечно, тоже закрыт. Обнаруживается запрещающая красная табличка прямо на тропинке, ведущей от лабкорпуса к Институту математики. За рабицей подозрительно много света. Там стояли высокие деревья.

Сеткой затянута территория вплоть до кольцевого движения автодорог Терешковой и Лаврентьева. С кольца прокатана широкая дорога к воротам «Кампуса мирового уровня». Ворота закрыты. Перед ними тоже охранник, но в штатском и в автомобиле.

Вижу также обеспокоенного пожилого академгородковца с тросточкой. Он сокрушенно прочел табличку, сверкнул глазами на тут же подскочившего к нему человека в штатском.

В это время я вышла из леса с фотоаппаратом. Человек в штатском направился ко мне на встречу. За пару минут стало понятно, кто он и что делает.

Человек с тросточкой поделился болью за концепцию Академгородка, и я нырнула в лес вдоль рабицы.

Со стороны ул. Лаврентьева лес непроходимый. Но сеткой его все-таки обтянули. Огороженная территория абсолютно не видна ни в проезжей части, ни с тропинки. А именно — рубка не видна! У сетки оставили несколько абсолютно сухих сосны и пару молодых березок. Предстала голая земля, местами заваленная сосновыми ветками, а местами с сохранившейся травой. Такая солнцем залитая земля. Без сосен, без рябин, без тропинки, без малиновых кустов, без папоротника, без земляники и маслят, без птенцов-слетков и их родителей.

И только с этой точки виден был синий трактор и какое-то движение вокруг него. На фото вверху — справа.

Ниже приведу фрагмент предыдущего фото, на котором видно трактор за пригорком:

Тут трактор еще молчал

Завершая полный круг вдоль сетки-рабицы, выхожу на самую широкую тропинку. Через сетку открывается вид. Здесь больше нет леса и его волшебного торжества. Судя по звуку, включился трактор. Зеленые ворота, которые мне преградили путь, находятся справа. Аспирантские общежития не было видно из-за густого первозданного леса. Кстати, леса, который является уникальным для планеты ленточным сосновым бором, языки которого сформировались в эпоху Ледниковго периода, а остались лишь в отдельных местах. В Академгородке. По нему ходили не только современники мамонта.

Стою на тропинке. Сетка подходит к ней почти вплотную.

А вот для Вас второй кадр с этого же места, с поворотом на 180 градусов:

Лес был одинаковым с двух сторон тропинки.

Проверка одной тропинки в сторону Института математики показала, что там лес жив, не потревожен, щедр, наивно прекрасен и беззащитен:

Маслята. Фото редакции «Сибнаследие.рф» отражают состояние на 27.06.2022.

Подробнее о проблеме сохранения концепции Город лес в группе ВООПИиК ВКонтакте.

Внимание, Ваш электронный адрес не будет опубликован. Указание Имени и Электронного адреса является обязательным!