Деревянные шлюзы Обь-Енисейского канала

Строительство Обь-Енисейского канала, фото конца XIX века.

Речь пойдёт об уникальных сооружениях, которые находятся в тайге на границе Томской области и Красноярского края — о деревянных шлюзах Обь-Енисейского канала.


Обь-Енисейский канал — ныне заброшенный водный путь, который был построен в конце XIX века для навигации между реками Обь и Енисей. О необходимости такого пути сообщения говорили ещё в конце XVIII века. Водная артерия должна была стать альтернативой сухопутному Екатерининскому тракту, который в осенне-весеннюю распутицу становился практически непроезжим. В начале XIX века были предприняты несколько экспедиций для изучения бассейнов рек Кеть и Кас, которые и предполагалось соединить каналом. Однако из-за многих неудобств и дороговизны сооружений, все проекты были отклонены. Лишь в конце столетия сибирские купцы вернулись к планам по сооружению водной артерии.

В 70-е годы XIX века начались новые научные изыскания, а уже в 1883 году было начато строительство судоходного канала. Канал первоначально строили исходя из возможности его использования судами длиной 43 м, шириной 7 м и осадкой 1,2 м. Но довольно быстро проект изменили в сторону уменьшения — для пользования судами длиной 21 м, шириной 6,4 м и осадкой 0,9 м. Строители канала сталкивались с огромным количествам проблем. Во-первых, работы можно было производить только несколько месяцев в году ввиду суровости сибирских зим и невозможности обеспечивать бригады рабочих всем необходимым в период межсезонья. Во-вторых, сказывалось отсутствие опыта в сооружении таких сложных инфраструктурных объектов. В-третьих, в сезон активных работ строители испытывали огромные трудности из-за обилия насекомых и других обитателей местной фауны.

Силами крестьян, мещан, солдат и ссыльных, было возведено гидротехническое сооружение протяжённостью более 150 км, состоящее из плотин и шлюзов, причалов и затонов, обводов и многочисленных береговых укреплений с насыпями и бревенчатыми стенами. Во время сезонных работ на столь грандиозной стройке было задействовано более 2 тыс. человек.

  • Строительство Обь-Енисейского канала, фото конца XIX века.
Строительство Обь-Енисейского канала, фото конца XIX века.

Длинна соединительного канала между реками Кеть и Кас составила 8 километров, однако весь путь от Оби до Енисея, учитывая реки и озёра, составил 217 километров. На всём протяжении этой магистрали необходимо было произвести колоссальный объём работ, а именно: построить 12 шлюзов, углубить дно, укрепить берега, организовать причалы и другую сопутствующую инфраструктуру. Строительство предполагалось завершить за 5 лет, однако оно затянулось на все 15.

Главным строительным материалом для сложных инженерных сооружений стала древесина. Это логично, поскольку в глухой тайге нельзя найти более подходящего материала.

В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более метра с четвертью. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до трёх с половиной месяцев.

«При каждом из 14 шлюзов канала находятся жилые помещения для служащих, называемые станами.… На Новом стане находятся: контора участка, обширная кладовая продовольственных припасов, школа, больница и квартиры служащих – постоянно живущих (помощника начальника участка, врача, фельдшера и акушерки, техника, кладовщика, конторщика, учителя и др.) и временно приезжающих на лето, отдельные избы и казармы для тружеников; здесь же находится лавка частного торговца, который обязан продавать товары по ценам, назначенным по соглашению с начальником участка.

Число служащих и тружеников (с семьями) на канале в настоящее время не более 250 человек; летом доходило до 800 человек…», — написал доктор С.М. Чугунов, служивший на канале в 1908 году.

>Примечательно, что параллельно каналу и рекам строителями возводился «Баронский тракт» – вымощенная деревом дорога в непроходимых гатях, построенная исследователем и руководителем стройки Обь-Енисейского канала бароном Аминовым Бьорком Александровичем. Частично этот тракт сохранился и по сегодняшний день. В нормальном состоянии его поддерживают немногочисленные местные жители и путешественники.

Что же стало со знаменитыми деревянными шлюзами Обь-Енисей канала? Несмотря на сложности навигации и малую эффективность этой магистрали, её использовали до 40-х годов XX века. Ещё в конце XIX века по каналу доставлялись рельсы для строительства Транссиба, а во время русско-японской войны 1904-1905 годов артерия приняла рекордные для неё 50000 пудов грузов (более 800 тонн.). В годы Гражданской войны за канал шли ожесточённые бои. В 20-е годы управление канала было полностью ликвидировано. Отныне магистраль использовали только геологи или специальные экспедиции.

  • Современное состояние Обь-Енисейского канала

Современное состояние Обь-Енисейского канала

К сожалению, канал так и не смог оправдать вложенные труды и средства. Он был закончен и введён в эксплуатацию в тот момент, когда по югу Сибири уже прокладывали полноценные железные дороги, строили мосты через великие реки.
Несмотря на то, что канал не используется уже около 100 лет, деревянные шлюзы до сих пор можно различить среди густых зарослей. Так и стоят они посреди тайги в память о прежних мастерах и других эпохах.
Источник: Русское деревянное зодчество

Внимание, Ваш электронный адрес не будет опубликован. Указание Имени и Электронного адреса является обязательным!