Меерович М.Г. член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор
СУДЬБА ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА – ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА
• Почему в Иркутске и других городах России, сохранивших исторических деревянную застройку, происходит ее уничтожение?
• Действительно ли деревянная застройка является помехой для развития города, для обновления и улучшения качества городской среды?
• Возможны ли перспективы развития Иркутска без уничтожения исторической городской среды; можно ли примирить интересы строительного бизнеса, частных владельцев земли и недвижимости и призывы деятелей культуры и искусства к сохранению историко-культурного наследия
Или не нужно сберегать деревянное гнилье?
В чем ценность исторической застройки Иркутска?
В чем уникальность иркутского деревянного наследия?
Иркутск, одновременно, и типичный, и уникальный сибирский город.
Типичный потому, что возник точно также, как и все остальные города на восточной окраине России в 17 веке – в результате колонизационной политики – сначала, как укрепленное место размещения военного отряда казаков.
Потом, как деревянная крепость с административными и военно-хозяйственными постройками.
Деревянная крепость со временем превратилась в каменную с деревянными жилыми и административными зданиями.
Так развивались все сибирские города.
По мере роста поселения, территория вокруг крепости стремительно застраивалась, прежде всего, деревянными жилыми домами
Каменными были лишь культовые, административные и отдельные общественные здания. Весь остальной город, как и все прочие города Сибири, был деревянным
Фактически, вся жилая застройка представляла собой 1-2 этажные деревянные дома
В XVIII в. город стремительно растет
Этому в немалой степени способствует тот факт, что в 1799 г. Иркутск становится столицей гигантской губернии, границы которой захватывают и Американский континент — Аляску
В 1799 г. создается Российско-Американская компания – Иркутск становится «приморским» городом — в нем в 1803 г. учреждается адмиралтейство (просуществовало 36 лет — до 1839 г.)
Все экспедиции на Дальний Восток, Монголию. Якутию, Китай, Аляску формируются в Иркутске. Через Иркутск едут все посольства в Пекин и идут торговые караваны в Китай и Монголию.
Оптовая торговля с Тихоокеанским Востоком сосредотачивается в руках иркутских купцов, что способствует интенсивному строительству и росту города
В 1879 г. пожар уничтожает всю центральную часть города
После пожара Иркутск довольно быстро отстраивается заново.
Причем, на месте сгоревших домов, возникает новая деревянная и каменная застройка, планировочно мало отличающаяся от допожарной
Эта новая деревянная застройка во многом воспроизводит те формы декоративного убранства домов, которые существовали до пожара
Уникальность Иркутска заключается в том, что в нем до сегодняшнего дня отдельные фрагменты деревянной застройки сохранились, фактически, почти в неизменном виде
Но сегодня деревянные исторические дома находятся сегодня в ужасном техническом состоянии
Причина трущобного состояния деревянной городской застройки коренится в советской жилищной политике, поставившей индивидуальное жилье вне закона
Советское коммунальное жилище обеспечивало контроль над повседневным поведением и образом мысли людей за счет уплотненного, максимально раскрытого соседям совместного обитания людей в одной квартире Кроме того, многоквартирное, многоэтажное жилище позволяло территориально концентрировать пролетариат (управлять рассредоточенными массами большевики не умели)
Поэтому первыми же декретами советской власти индивидуальное усадебное городское жилище было муниципализировано, уплотнено насильственным подселением совершенно посторонних людей и, тем самым, превращено в коммуналки. А государственная градостроительная политика направлены исключительно на возведение многоквартирного многоэтажного жилища
Утратив хозяина, деревянное городское жилище стало стремительно ветшать и гнить
В советский период территории, занятые «деревяшками» рассматривались лишь как резерв земли под новое многоэтажное, многоквартирное строительство
В послеперестроечный период ничего не изменилось в градостроительной политике местных властей – на территорию, занятую деревянными историческими домостроениями и сегодня они смотрят лишь как на резерв земли под новую застройку, а не как на «архитектурный антиквариат»
Но может быть не нужно ничего менять в муниципальной градостроительной политике по отношению к историческому центру Иркутска?
Может быть не нужно сохранять, восстанавливать, реконструировать деревянную застройку, которая в Иркутске представляет собой преимущественно трущобы?
Ее вполне справедливо ненавидят и те, кто в ней живет, и те, кто мимо нее ходит; деревянные дома называют не иначе, как «развалюхами», «гнильем» и «помойкой»?
В чем ценность деревянного архитектурного наследия, причем, не столько памятников, сколько наиболее уязвимой рядовой, фоновой застройки?
Декоративное убранство деревянных домов — это не просто красивые завитушки или бессмысленные, но оригинальные узоры
На фасадах домов запечатлены культура и дух народов, населявших Сибирь, их представления о красоте, их вера в существование добрых и злых сил природы
Декор можно читать, как книгу; разгадывать, как зашифрованное послание; понимать, как своеобразный «портрет», тех, кто когда-то населял эти дома
Деревянный декор иркутских домов имеет несколько стилей, одним из которых является «сибирское барокко»
Обычно, когда пишут о сибирском барокко (именуемом иногда московским или нарышкинским барокко, или украинским барокко) приводят в пример Крестовоздвиженскую церковь – подлинный шедевр сибирского культового зодчества
Но очень мало, практически ничего, не пишут об огромном количестве деревянных иркутских домов, фасады которых украшены разнообразными деревянными наличниками в стиле сибирское барокко — уникальном, практически неизученном явлении в сибирской архитектуре
До сих пор не разъяснены причины появления этого стиля в Иркутске. Указания на то, что он возник благодаря выходцам из Украины или европейской части России, ничего не поясняют, так как по всей траектории соответствующих миграционных потоков ничего подобного не обнаруживается
Гипотезы о влиянии польских ссыльных требует своей проверки. Так же, как и предположение о прототипической роли художественного оформления иконостасов православных храмов г. Иркутска
Еще один стиль – «деревянный классицизм», имитирующий формы каменной архитектуры классицизма
В Сибирь он был привнесен вместе с «высочайше рекомендованными» фасадами, присылаемыми из Санкт-Перербурга, следование которым было обязательным
В Иркутске они переделывались под основной в тот период местный строительный материал – дерево и соответственно украшались
Сегодня этот феномен также не исследован и не изучен
Другим редчайшим стилем является «древнерусский языческий»
Деревянное узорочье этого стиля содержит знаки, выражающие обрядно-мифологические представления, связанные с земледельческим культом , а также несет языческие религиозно-магические символы
Он несет знаки солнца и дождя
Он несет знаки поля, семян и весенних ростков
Магико-символический деревянный орнамент покрывает фасады домов
И его можно читать как книгу
В декоративном убранстве иркутских деревянных домов встречается стиль «модерн»
В деревянном декоре иркутских домов широко распространены восточные мотивы
Встречаются сочетания стилей
Иркутский декор сдержит совершенно необъяснимые формы, которые еще ждут своего исследователя
Огромное количество социально-исторических, историко-культурных вопросов ждут своего сосредоточенного и углубленного изучения
Ответы на них – одно из фундаментальных оснований краеведения, основа сохранения исторической памяти о прошлом народов, осваивавших и населявших Сибирь
Несмотря на широкое поле вопросов, требующих своего изучения, очевидным и доказанным сегодня является утверждение о том, что иркутское деревянное декоративное убранство жилых домов 18-19 вв. неповторимо (!)
Ничего подобного нет ни в каком другом городе России
Магический орнамент располагается не только на фасадах, но и на воротах
Магический орнамент покрывает крыльца и двери, отгоняя злых духов.
Но он не способен защитить от современных демонов обогащения
Ценность декоративного убранства фасадов деревянных домов не способна перевесить стоимости земли под ними
В конфликте денег и культуры, деньги оказываются сильнее
Сколько за последние годы в г. Иркутске объектов культурного наследия (деревянные здания) были выведены Службой охраны объектов культурного наследия областного правительства из списка охраняемых объектов и обречены на уничтожение?
Многие из тех зданий, что не подпали под «официальный» приговор, «случайно» сгорели по причине негодной электропроводки
Какое количество пожаров, действительно, являются следствием старой электропроводки? А сколько целенаправленных поджогов лишь прикрывается подобными официальными заключениями?
По данным томских коллег всего лишь около 3-4 % утрат деревянных домов происходит по причине самовозгорания электропроводки, а большая часть (22%) – в результате целенаправленных поджогов.
ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(данные по г. Томску)
(данные по г. Томску)
— расселение для расчистки территории под новое строительство с последующим снос объектов, находящихся во вполне удовлетворительном техническом состоянии — 43%;
— целенаправленные поджоги – 22%;
— самовольное губительное искажение первоначального облика – 14%;
— уничтожение зданий, пришедших в аварийное состояние – 14%;
— пожар по техническим причинам (ветхая электропроводка или неосторожное обращение с огнем) – 7%.
Опыт Риги и Устюга, наглядно показывает, что приятие местного закона о том, что вместо сгоревших деревянных домов, располагающихся в границах «достопримечательного места», может появиться только точно такой же дом; надежно спасает деревянные домостроения от «случайного» «возгорания из-за плохой электропроводки»
Причины разрушения исторической среды также заключаются в том, что большинство деревянных зданий, несущих уникальный декор, лишены возможности обрести охранный статус «объектов культурного наследия» из-за несовершенства методики оценки их уникальности.
Поэтому подавляющее большинство иркутских деревянных домов не обладает статусом памятника — кроме уникального декора они не имеют других, необходимых для этого (по существующим методикам) характеристик
Сама методика оценки «историко-культурной ценности» зданий и сооружений нуждается в серьезной корректировке в пользу истории и культуры, а не в угоду тем, кто настойчиво и «мотивированно» добивается выведения вновь выявленных или сгоревших объектов из списка памятников и тут же уничтожает
Подавляющее большинство иркутских деревянных зданий законодательно никак не защищено. Но если мы понимаем, что они не менее ценны, чем официально признанные памятники, и хотим их сохранить в виде индивидуальной усадебной застройки, неужели мы не найдем способа , как это сделать.
Это наш город и если все мы: депутаты, чиновники администрации, руководители строительного бизнеса, учителя, пенсионеры, молодежь – горожане, осознаем ценность того, чем владеем, мы сможем и сохранить ее, и приумножить. Сами издадим законы и сами станем им следовать …
Главная проблема сохранения исторической деревянной застройки в том, что она никому не интересна и никому не нужна
У иркутской деревянной исторической застройки нет хозяина, нет «субъекта» попечения о ней, управления ею:
– жильцы, как правило, готовы ехать на край света, лишь бы в новое благоустроенное жилище,
– бизнес не желает вкладывать в реставрацию и реконструкцию ни копейки,
– для муниципалитета эти неприватизируемые дома – тяжкая обуза,
– органы охраны выводят объекты культурно-исторического наследия из списка памятников в угоду застройщикам,
– застройщики выжигают деревянные дома, расчищая место под строительство ….
– бизнес не желает вкладывать в реставрацию и реконструкцию ни копейки,
– для муниципалитета эти неприватизируемые дома – тяжкая обуза,
– органы охраны выводят объекты культурно-исторического наследия из списка памятников в угоду застройщикам,
– застройщики выжигают деревянные дома, расчищая место под строительство ….
Деревянной исторической застройке Иркутска нужен хозяин. Необходимо сформировать «субъекта» возрождения исторической деревянной застройки.
Может быть пришло время изменить наш, все еще остающийся советским, взгляд на то, каким должен быть современный город ?
Может быть следует территориально развести исторический центр и административное ядро города ?
Что должно быть в центре – крупные объекты (офис-сити, администрация, шопинг и т.п.) или малоэтажное усадебное городское жилище, строго сохраняющее исторический облик ?
Каким должно быть жилище в историческом центре города?
Мы сами способны определить, является ли единственно верным предложение собрать деревянную застройку в несколько архитектурных резерваций — «заповедных» зон, а остальную территорию центра «привести в порядок» — застроить современными благоустроенными домами?
Мы сами должны решать, может ли градостроительная муниципальная политика в Иркутске допустить существование в его центре крупных фрагментов территории частного индивидуального жилища, но не в виде современных коттеджей, а в виде жилища в исторических домах-усадьбах (в «архитектурном антиквариате»)?
Неужели центр города не может оставаться 1-2 этажным. Деревянным, внешне аутентичным, т.е. сохраняющее старый облик, а изнутри насыщенным современными инженерными системами?
Кто откажется жить в таком доме?
Необходимо решить массу технических и законодательных вопросов:
• Инженерно-техническое обеспечения территории и зданий
• Экономико-правовое регулирования
• Территориальное планирования и проектирования городской среды
• Организационно-управленческого обеспечения работ по регенерации (менеджмент)
• Информационно-идеологического сопровождения программы возрождения исторической среды и проч.
• Экономико-правовое регулирования
• Территориальное планирования и проектирования городской среды
• Организационно-управленческого обеспечения работ по регенерации (менеджмент)
• Информационно-идеологического сопровождения программы возрождения исторической среды и проч.
Можно для размещения современных функций (торговли, досуга, питания, отдыха, быта т.п.), которые не способны вместиться в небольшие объемы деревянных исторических зданий с крохотной площадью и жесткой конструктивной схемой, использовать цокольное пространство
Устройство цокольных этажей под историческими зданиями (там, где это возможно) значительно большего габарита, чем обычный подвал, позволяет нормально функционировать в исторических зданиях современным технологиям и не искажает «внешности» зданий.
Иркутск не все шансы еще утратил для осуществления подобной доктрины. В нем до сих пор сохраняются локальные фрагменты территории исторической деревянной застройки
Негативный опыт регенерации квартала № 130 может быть исправлен; позитивный – улучшен, усовершенствован, развит и повторен
Мы прекрасно знаем, что никаких федеральных или муниципальных денег не хватит на восстановление исторической деревянной застройки, чудом сохраняющейся в Иркутске. Нет средств и на инженерное обеспечение территории общегородскими коммуникациями
Необходимо формирование консолидированного бюджета, составленного из четырех источников:
1) Федеральные средства – за счет них осуществляется расселение ветхого фонда (но без уничтожения домостроений, как это происходит в настоящее время);
2) Деньги муниципального бюджета – инженерное оборудование территории;, благоустройство, озеленение и т.п.
3) Крупный бизнес включается в работы по регенерации, получая взамен коммерчески привлекательные территории
4) Частные инвесторы – осуществляют реставрацию и реконструкцию приобретаемых в собственность объектов исторической деревянной застройки
2) Деньги муниципального бюджета – инженерное оборудование территории;, благоустройство, озеленение и т.п.
3) Крупный бизнес включается в работы по регенерации, получая взамен коммерчески привлекательные территории
4) Частные инвесторы – осуществляют реставрацию и реконструкцию приобретаемых в собственность объектов исторической деревянной застройки
Поодиночке ни один из этих «субъектов» осуществить работы по регенерации исторической застройки не в состоянии
Деревянный Иркутск спасти можем только мы сами: депутаты, руководители строительного бизнеса, сотрудники городской администрации, учителя, студенты … – все те, кто здесь живет и собирается жить дальше.
Это наш город. И если мы примем решение сберечь исконно сибирскую уникальную историю и культуру, запечатленную в деревянной застройке; если утвердим местные законы, обеспечивающие это; определим какой должна быть городская политика и дальше будем этому следовать, никто не в состоянии будет нам помешать.
Только наша собственная воля, наше осознание ценности того исторического наследия, которым мы обладаем, наши знания и наша убежденность в том, каким должно быть будущее нашего города, способны изменить Судьбу Иркутска
Благодарю за внимание
Меерович М.Г. член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор
Источник: http://arpi38.ru/siberian-baroque.html