У пешеходного моста над Ипподромской – богатая история и непростая участь. Некогда высокий и современный, он был одной из главных городских переправ, а теперь лишился даже имени. Сейчас сложно вообразить, что когда-то по нему ходил троллейбус, а по ночам свирепствовали банды «левобережных» грабителей.
К тридцатым годам ходить вечером по мосту через Каменку стало совсем страшно. Едва опускались сумерки, туда выходили дежурить «левобережные». И запоздалому путнику встреча с ними не сулила ничего хорошего. Милиция о «сложном участке» знала, контролировала по мере сил. Но не дежурить же там всю ночь, в городе и так дел хватает.
Едва ли студенты-художники, выходящие сюда на пленер, знают, что гоп-стоп процветал на Сибревкомовском мосту вплоть до шестидесятых. Сегодня это уютный и неприметный пешеходный мост, о котором знают далеко не все новосибирцы.
Жизнь в ущелье
Мост был нужен давно. Пожалуй, еще до того, как на этом месте возник Ново-Николаевск. Берега Каменки не пустовали со времен неолита: стоянка древнего человека была на пригорке, известном в народе как чертово городище. На месте нынешнего сквера имени Кирова (в народе его чаще называют «парком, где Змей Горыныч» находили орудия труда – топоры, керамику, наконечники стрел. И, само собой, могильники. Позже на отвесных берегах Каменки обитали чатские татары.
А триста лет спустя новониколаевцы построили по достаточно скалистым берегам вертлявой речушки мельницы и каменоломни. На первых снимках овраг, по которому бежит Каменка, подписан словом для западной Сибири весьма непривычным – ущелье.
До того, как появился мост, река Каменка не просто делила Новосибирск пополам, как это сейчас делает Обь, но даже надолго отрезала берега друг от друга. На первый взгляд совсем маловодная (летом и вброд переходили), весной эта река показывала все свое коварство: разливалась, смывала дома, стоящие в пойме, и даже уносила некоторые постройки прямиком в Обь. В полноводье перебраться с одного берега на другой по весне было проблематично. Зимой переходили по льду, летом перебрасывали с одного берега на другой бесхитростные дощатые мосты.
В результате берега были разобщены и жили обособленно.
Правый берег Каменки занимали дома купцов и зажиточных крестьян, на левом берегу селились люди попроще. Именно их потомки, когда построили мост, стали разбойничать там по ночам.
Но несмотря на разницу сословий, и те и другие страдали одинаково, когда в половодье река становилась непредсказуемой.
Главный мост города
Проектов моста было много, и победил в итоге самый оригинальный. Работа архитектора Ульянинского оказалась неожиданной: мост встал на высоких, тонких, чуть скошенных опорах.
Его сдали позже назначенного срока – не в августе, а в ноябре 1926 года. Впрочем, вышло все равно довольно быстро, ведь запроектировали мост в 1925-м. Да и горожане готовы были ждать сколько угодно, лишь бы переправа наконец-то появилась.
«С обоих берегов моста к воде спускались пешеходные лестницы. С правого (с Чертовой пади) были проложены деревянный водопровод для спуска ливневой воды и даже трасса «скоростного» спуска на лыжах, – пишет в своей книге «Новосибирск «на ощупь» сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев. – А со стороны Садовой горки работал знаменитый магазин «на приступках». Это был маленький хлебный магазинчик. Тут же и парикмахерская, и ларек по продаже на розлив спиртных напитков».
На снимках тридцатых годов Сибревкомовский мост, высокий и современный, на тонких опорах, выглядит неправдоподобно в сельских пасторальных пейзажах. На знаменитой фотографии 1931 года он соединяет два высоких берега, на крутых склонах и в пойме совсем крошечные избы, а в левом верхнем углу можно разглядеть очертания здания с острой крышей – это одна из двенадцати школ, построенных по проекту архитектора Андрея Крячкова; сейчас она неприметна в глубинах частного сектора на улице Якушева.
Сибревкомовский мост изменил жизнь города до неузнаваемости.
Межсезонье уже не мешало перемещаться с одного берега на другой (особенно этому обрадовались левобережные банды, перед которыми автоматически открылись новые способы заработка), а от весенних паводков страдали лишь те, чьи дворы стояли по берегам каменки.
И самое главное, на первый взгляд легкая и хрупкая, эта переправа изначально была рассчитана на то, чтобы принять внушительные по тем временам потоки транспорта. Над Каменкой теперь во всю сновали грузовики. Планировали, что туда-обратно по мосту будут сновать трамвайные вагоны, но этого так и не случилось.
Снести нельзя оставить
Зато в шестидесятые по Сибревкомовскому мосту пустили троллейбусы. Казалось бы, это была новая страница в его истории. Однако вскоре былая слава его пошла на спад.
В семидесятые Новосибирск изменялся до неузнаваемости: реку Каменку поэтапно закрывали в подземный коллектор.
Проект академика архитектуры Бориса Иофана был смелым, масштабным и чрезвычайно сложным для исполнения. На то, чтобы спрятать целую реку, ушла четверть века. Работы начались от устья и постепенно двигались дальше, в сторону нынешнего района улиц Кошурникова и Лежена. Там в гаражах сейчас и начинается подземная часть Каменки.
Высокое ущелье Каменки засыпали вместе с рекой, и Сибревкомовский мост стал ниже почти вдвое. Почти сразу после этого его упразднили, вслед за рекой. Транспорт теперь побежал по более широкой и современной Октябрьской эстакаде, а старую переправу сделали пешеходной, каковой она и является до сих пор.
«Сегодня, после замыва реки, романтичный мост этот совершенно не выглядит сказочным шагающим Гулливером, – пишет Константин Голодяев, – от его громадных опор остались только вершки – остальное под землей, по нему давно уже перекрыто автомобильное движение, обветшал его декор в стиле модерн, разрушился узорчатый парапет и фонари-обелиски».
Судьбу «старика» пока решают.
Мосту уже перевалило за 90 лет, и его плохое состояние ни для кого не является секретом.
Вопрос о том, сносить его или ремонтировать (что очень затратно) пока находится в подвешенном состоянии.
Некогда нужный, долгожданный, изменивший до неузнаваемости облик каменского ущелья Сибревкомовский мост теперь лишился былого уважения. У него и официального названия уже нет, Сибревкомовским называют по старинке, а в официальных источниках он фигурирует, как «пешеходный мост над Ипподромской». И даже на картах 2ГИС он лишь обозначен невзрачной безымянной пунктирной линией.
Мария Черешнева, специально для VN.ru
28.06.2021
Источник: Все новости Новосибирской области
admin
7 июля, 2021 at 8:18ппМатериалы из Википедии
Мост получил название «Сибревкомовский» в честь выходящей на него улицы Сибревкома.
В конце 1980-х годов парапет с изящными линиями в стиле ар-нуво был заменён на более простой сварной, а мост был перекрыт бетонными блоками и стал пешеходным.
admin
7 июля, 2021 at 8:31ппИсточник: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=212
admin
7 июля, 2021 at 8:38ппПочти такой же ракурс, только точка съёмки ниже.
Источник: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=212
admin
7 июля, 2021 at 8:44пп1978 год.
Источник: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=212