«Покорители Оби». Дважды не памятник

«Покорители Оби». Дважды не памятник

В копилку печальных ситуаций с монументальной советской мозаикой, хроника которых де-факто ведется на нашем сайте (Хранители Наследия), добавим недавний случай в Новосибирске. Монументальное панно «Покорители Оби» (1970 г., автор – заслуженный художник РСФСР Владимир Сокол), установленное в микрорайоне ОбьГЭС, недавно исключено из реестра объектов с признаками объекта культурного наследия. 

Ранее сообщалось, что в областную Госинспекцию по охране памятников поступило обращение граждан о постановке мозаики на госохрану. Как известно, первый шаг на этом пути – реестр выявленных ОКН. Но согласно приказу руководителя охранной Госинспекции Новосибирской области Елены Макавчик – мозаике отказано во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия. Основанием такого решения стало заключение по результатам проведения работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками ОКН «Монументальное панно «Покорители Оби».

покорители4.jpg

В нем авторы приходят к выводу, что «в 2012 году авторская мозаика была демонтирована в связи с плохим состоянием и наличием утрат. На ее месте силами современных художников-монументалистов, с применением современных материалов и технологий была создана полномасштабная копия, сохранившая авторский рисунок. В результате… подлинная авторская мозаика, как часть истории и культуры г. Новосибирска была полностью утрачена».

Собственно, факт демонтажа мозаики в 2012 году был давно и хорошо известен. Более того, тогда панно входило в перечень выявленных объектов культурного наследия. «Покорители» нуждались в реставрации, но аттестованных специалистов не было, как и денег, чтобы провести такие работы. В результате панно исключили из списка выявленных – с тем, чтобы работы шли уже как просто ремонтные, а не реставрационные. Они были проведены местными художниками, которые оригинальную мозаику демонтировали и создали на ее месте современную копию, сохранив авторский рисунок. Однако подлинное панно было полностью утрачено.

Местные жители прекрасно помнят эту ситуацию:

«Как рассказывает заместитель директора Музея Новосибирска Александр Кошелев, чтобы отреставрировать панно, его пришлось исключить из перечня выявленных объектов культурного наследия. «У нас не хватает специалистов, которые соответствуют требованиям 73-го закона, чтобы работать на объектах культурного наследия. Ни в Новосибирске, ни в ближайших сибирских городах нет ни одного аттестованного скульптора-реставратора, которые могут заниматься ремонтом, реставрацией скульптур и мозаик». К слову, в 2012 году на реставрацию панно шириной 31 м и высотой 9 м ушло 1 млн 230 тысяч разноцветных мозаичных плиток, выполненных из цветного искусственного стекла».

И вот – через 11 лет – возрожденное панно попытались вернуть на госохрану, но теперь его уже расценили как копию и отказали. В результате – да, можно его ремонтировать хозспособом подешевле, но – можно и вообще снести. Теперь это просто стена, которая – как отметили эксперты в своем заключении, не имеет никакой ценности. То есть по документам не имеет. А по факту – очень даже имеет.

Облик мозаики сохранен целиком и полностью. Да, материал не подлинный, но насколько вообще реально сохранять подлинную мозаику «в вечности»? Специфика материала диктует свои условия. Свою визуальную функцию и декоративную панно выполняет. Является памятью места, художественным произведением… Разве это не признаки объекта культурного наследия?

Нередки случаи, когда снесенный в результате «реставрации» и тяп-ляп воссозданный памятник архитектуры все равно сохраняют в памятниках. А тут – в общем-то корректно выполненная копия из материала, соответствующего подлиннику, который не предполагал изначально долгую жизнь…

Мозаика «Покорители Оби» – и правда знаковое, даже овеянное легендами произведение советского монументального искусства.

покорители3.jpg

Владимир Сокол учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной. С середины пятидесятых годов жил в Новосибирске. Он руководил мастерской мозаичистов и резчиков в Академгородке. Сохранился ряд его работ. Например, витраж «Наука» в вестибюле НГУ, панно «Богатства Сибири» в Доме ученых.

«Покорители Оби» — наиболее яркая мозаика Владимира Сокола. Известно, что Новосибирская ГЭС была первой из числа грандиозных сибирских гидроэлектростанций. Опыта перекрытия таких рек за Уралом тогда ещё не было. И, конечно, строители ГЭС не жалели сил, чтобы одолеть могучую реку. Случались жертвы, несчастные случаи, требовавшие от людей внезапного мужества. Сокол закончил работу над мозаикой в 1970 году. Высота панно «Покорители Оби» – 9 метров, ширина – 31,5 метра.

«В картине – 1236 тысяч разноцветных мозаичных плиток, выполненных в ярких красках смальты, металла, цветного стекла и керамики. Из них выложены яркое солнце, бурные пенные потоки воды, краны и судоходные шлюзы и семь напряженных, суровых лиц с пристальным, почти иконописным взглядом, – лица первых строителей Новосибирской ГЭС. Возведённая на рубеже 1950-х годов, она стала первой на реках Сибири. На ударную комсомольскую стройку приехали сотни молодых людей со всей страны, которые в короткие сроки до наступления зимы сумели возвести плотину и перекрыть строптивую реку. Именно там, рядом со зданием самой станции, на съезде с плотины и установлен величественный памятник, запечатлевший героический труд гидростроителей», — так описывал панно один из почитателей Сокола Александр Попов в 2012 году.

К тому времени на деньги «Русгидро» и мэрии Новосибирска панно было отреставрировано. А до тех пор оно медленно, но верно разрушалось. Ведь за памятник никто не отвечал. В итоге, на то, чтобы привести панно в порядок, ушло четыре года.

В месте, где установлено панно, ранее была большая насыпь и на ней располагалась камнедробилка. Из Буготакских сопок Новосибирской области сюда привозили камень и дробили его на щебень. Когда камнедробилку убрали, осталась бетонная стена. И Владимир Сокол предложил выложить из мозаики панно. Как рассказывают в музее Новосибирска, с панно на нас смотрят люди, которые имели реальные прототипы и погибли страшной смертью. Сам художник рассказывал, что монтажник Андрей Сердюков (третий справа) погиб на разрушенной эстакаде, спасая коллег, его тело так и не было найдено. Дело было весной 1957 года, во время ледохода, когда была смонтирована временная эстакада. Льдины начали биться от опоры эстакады, и она стала разрушаться. Работы сразу прекратили, но не все услышали приказ об остановке работ. Комсомолец, молодой двадцатилетний парень Андрей Сердюков кинулся к своим товарищам, чтобы предупредить их. Коллег предупредил, а сам спастись не успел.

А водолаз Алексей Мартынов (первый справа) в одну из смен не вернулся из-под воды. Это произошло во время испытаний, начинали вводить в эксплуатацию трубы, вода была мутная. Сорвало деревянную заглушку, и водолаз попал под сильное давление воды. Спасти его не удалось.

Об остальных людях художник ничего не рассказывал, но судя по тому, что при строительстве Новосибирской ГЭС погибло семь человек (две женщины и пятеро мужчин), можно предположить, что именно они смотрят на нас сегодня с этого панно.

И как можно не увидеть в этом исторической и культурной ценности?

Фотографии: Типичный Новосибирск

Источник: Хранители Наследия, 01.06.2023

Внимание, Ваш электронный адрес не будет опубликован. Указание Имени и Электронного адреса является обязательным!