Любителям «деревянного» Красноярска рекомендую альбом Валерия Григорьевича Черепанова «Деревянное кружево Красноярья» (Красноярское книжное издательство, 1986). Сегодня мы прогуляемся по Красноярску и рассмотрим некоторые деревянные дома, а помогать нам будет эта книга.
* * *
Произведения деревянного зодчества, представленные в альбоме, относятся к концу 19 – началу 20 веков и отражают архитектурные стили, приемы и традиции, сложившиеся к этому периоду. В альбоме множество рисунков и фотографий, отражающих характерные для Красноярска тенденции в деревянном зодчестве. Например, не обошла наш город мода конца 19 века на русскую старину. Яркий пример – декор дома по улице Ленина, 67. Дом построен в 1892 г. дворянкой Юрковской:
Вот что пишет В. Черепанов: «Дополняющими композицию фасада элементами являются фриз, фронтон, карниз, пилястры. В домах 18-19 века фризовая доска обрабатывалась «глухой резьбой». С развитием пропильной резьбы фриз выполняется из целой доски, прорезанной геометрическим или растительным орнаментом, или из небольших дощечек, концы которых, обработанные пропильной резьбой, нависают на обшивку дома.
Подзор, как фриз, выполнялся пропильной или накладной резьбой. Пропильная резьба в некоторых случаях накладывалась в 2-3 слоя, образуя своеобразную бахрому, которая придавала легкость и ажурность всему дому.»
Оригинальные навершия веером:
Деревянный дом по адресу Вейнбаума, 21 носит название «Дом Потехина». Был в 19 веке в нашем городе мещанин с такой фамилией. Сегодня дом является памятником архитектуры. Главный фасад его обшит тесом, но есть и оштукатуренная стена. Резьба совершенно удивительная, в древнерусской стилистике. Растительный орнамент соединен с дохристианским.
В этом доме когда-то жил В.Ф. Войно-Ясенецкий. Кроме этого, И.Ф. Потапов считает, что именно с этого дома в 1881 году начался самый крупный красноярский пожар. В ночь с 17 на 18 апреля загорелся сеновал до дворе домовладельца Евстигнея Потехина. В день пожара была страшная буря, поэтому пламя распространялось очень быстро. Буквально через полчаса пожар принял ужасающие размеры, горело в разных частях города. За одну ночь выгорела большая часть Красноярска — 47 каменных домов, 542 деревянных и 967 нежилых строений. При этом некоторые здания, бывшие в самом эпицентре пожара, остались целыми. Один из них — дом Потехина, с усадьбы которого все и началось (по материалам статьи А. Давыдовой в газ. «Городские новости», 11 июня 2009 г.).
В книге «Памятники истории и культуры Красноярского края», вып. 4 написано, что дом принадлежал мещанину Потылицину. Что скажете?
Сфотографировать детали дома вблизи достаточно трудно: тротуар в этом месте очень узок, отделен от оживленной проезжей части металлической оградой. Поэтому окна и дверь у меня получились в таком ракурсе:
Рядом с домом Потехина — несколько одноэтажных деревянных домов:
«На рубеже веков в городской архитектуре появляются двух- и даже трехэтажные дома простой планировки (клеть, поставленная на клеть, или пятистенка на пятистенку). В двухэтажных домах наиболее пышно оформлен второй этаж, а первый, более тяжелый, дополняется крыльцом. В оформлении фасада двухэтажных домов особое внимание уделялось важным деталям композиции: фронтонам, наличникам, иногда фризам. Включенный в композицию фасада эркер украшался особенно пышно и иногда застеклялся цветным стеклом. Во второй половине 19 в. появляются особняки, декорированные богатой барочной резьбой, а несколько позднее – особняки в псевдорусском стиле и в стиле модерн…
Крыльцо в старых постройках располагалось со стороны двора и представляло собой площадку с 2-3 ступенями. Постепенно у крыльца появляется крытый навес, лестница в 8-10 ступеней с точеными перилами. В богатых особняках конца 19 – начала 20 веков входы устраивались с уличного или бокового фасада. Фасад дома в этом случае становился ассимметричным. У двухэтажных домов над входом располагался эркер, увенчанный кокошником, балкон или лоджия. Поддерживался эркер или балкон колоннами или резными кронштейнами. Наружная плоскость дверей декорировалась накладной или глухой резьбой или украшалась скульптурными изображениями.»
Улица Лебедевой, 34:
В квартале по улице Ленина между Вейнбаума и Перенсона сохранилась деревянная двухэтажная застройка. Ленина, 76:Дом казака И.А. Абалакова (Ленина, 74) построен в последней четверти 19 в. Здесь в 1907-1925 гг. жили знаменитые альпинисты-исследователи братья В.М. и Е.М. Абалаковы. Мемориальный комплекс квартиры Абалаковых не сохранился:
В доме мещанина П.В. Коломейцева (Ленина, 84, построен в 1911 г.) находилась его собственная колбасная торговля. Здесь в 1930-х годах жил Н.М. Буда (1886-1938) — один из руководителей тасеевского восстания, командующий партизанской армией Северо-Канского фронта, участник боев с Врангелем. После гражданской войны был на партийной работе, в 1938 г. репрессирован.
Жаль, что у дома не сохранился балкон на фигурных кронштейнах и центральная часть фриза:В доме № 86 мещанки Вольфганг (1911 г.) велась бакалейная торговля:Три дома (Ленина 84-88) возводились при участии городского архитектора С.Г. Дриженко. Построены в стиле, получившем в архитектуре название «ропетовщина» (по имени арх. И. Ропета). Это архитектурное направление черпало свои мотивы из русского народного творчества (пропильная деревянная резьба и национальная вышивка). Наличники окон, фронтоны этих домов богато декорированы деревянным кружевом. Въезды во дворы через резные ворота. Между домами каменные или кирпичные стены — брандмауэры — возводились между деревянными постройками в противопожарных целях. Дом мещанки Андреевой (Ленина, 88) я уже показывала. Детали дома Вольфганг:Из книги В. Черепанова: «Единое целое с домом составляют ограда и ворота. Композиция ворот включает три или четыре массивных столба, связанных перекладинами, над которыми располагаются подкарнизные доски, карнизы и двускатная крыша. В декоре полотна ворот и калиток встречаются ажурные «солнышки», розетки и другие элементы.» Наилучшим примером являются, конечно, ворота дома Цукерман (Ленина, 66), ныне — Литературного музея:Следующий дом на перекрестке улиц Маркса и Сурикова я очень люблю. Мне нравятся модерновые наличники и фриз. Представляю, каким бы дом мог быть красавцем при должном к нему внимании!..
Вот что пишет В. Черепанов: «Развитие модерна в деревянной архитектуре сказалось на оконном орнаменте начала 20 в. Большие окна, часто сложной формы, имеют небогатый, но изящный декор, выполненный пропильной резьбой. Наличники, фронтон, фриз выполненные в тонких линиях, как и все здание, производят впечатление легкости.
Непременной принадлежностью окна является ставень. Постепенно ставни утратили свое основное назначение – защиты и становятся чисто декоративными элементами. В двухэтажных домах ставни делались только на первом этаже. В архитектуре модерна со сложным оконным проемом ставни выполнялись в соответствии с размером окон и декорировались в тех же мотивах.»Этот дом построил в 1882 г. мещанин Л.О.Куцух. С 1888 г. дом принадлежал купцу Г.В. Юдину, с 1905 г. — красноярскому раввину Шмерковичу. В 1880-х г. тут находились меблированные комнаты Л.О. Куцух. В 1885-86 г. — мещанская управа, в 1887 г. — городское полицейское управление, в 1897 г. — трактир «Иркутск». В 1890-х и в 1906 г. тут располагалось ремесленное собрание. В 1908-1909 г. — меблированные комнаты «Белая лебедь» Карловой. В 1910-1913 г. — гостиница «Модерн» А.И.Филина.
Сейчас это жилой дом. Интересно, когда появились модерновые украшения? Как я понимаю, в 1880-х дома так еще не украшали.Двойные окна, как всегда, очень впечатляют (2 этаж):
Хочется пожелать дому долгой жизни. Чего, увы, не случилось с прекрасным деревянным двухэтажным особняком, ранее находившимся на перекрестке улиц Мира и Парижской Коммуны. Этот особняк подробно описывается в книге
В. Черепанова (1986), но сейчас его уже нет. «Пятиквартирный дом имел сложную структуру: срезанный угол дополнен балконом, который завершается шатром. Карниз крыши прорезан фронтонами, под каждым располагались балконы, поддерживаемые кронштейнами. В композицию фасада введены двойные и тройные окна. Фронтоны и наличники окон декорированы пропильным орнаментом.»
И.Ф. Потапов в своей книге о Красноярске присваивает этому дому адрес Мира, 41. Но Мира, 41 — это совсем другой перекресток, с улицей Сурикова. Все-таки В. Черепанов прав. Может кто-то помнит этот дом? Когда его снесли и почему? Поделитесь, плиз.
Первая фотография из книги Потапова, две следующие — из альбома «Деревянное кружево Красноярья».Деревянный двухэтажный дом на перекрестке Парижской коммуны и Маркса (№ 38) был построен золотопромышленником А.А. Саввиных в 1902 году. В этом доме с 1904 по 1905 гг. снимал квартиру А.В. Адрианов — известный археолог, этнограф, путешественник, публицист. В 1907-1913 гг. в этом доме работал Я.Ф. Дубровинский, младший брат видного деятеля большевистской партии И.Ф. Дубровинского.Он тоже был профессиональным революционером, участвовал в декабрьском 1905 г. восстании в Москве. Был сослан в Сибирь в Кежемскую волость, откуда сбежал в 1907 г. и устроился в Красноярске бухгалтером в контору французской торговой фирмы братьев Ревильон под именем А.В. Патушева. Контора общества «Меховая торговля» братьев Ревильон находилась в те годы в этом доме.
В конце этого лета дом выкрасили:Наличник первого этажа:Второй этаж:Во дворе находятся изолированные входы на первый и второй этажи. А это — бывший парадный вход с двустворчатой дверью и козырьком на фигурных деревянных кронштейнах (со стороны Маркса):Жилой дом Фон-Эзерских (Маркса, 24) построен после 1840 г. судя по всему по одному из образцовых проектов. В этом доме жили губернский казначей, дворянин Н.А. Фон-Эзерский и его сын — Николай. Н.А. Фон-Эзерский более 30 лет прослужил в Енисейской казенной палате и закончил службу в чине статского советника. Николай Николаевич закончил Томский университет, медицинский факультет. Во время первой мировой войны служил врачом в царской армии, затем был врачом в госпитале армии Колчака.
В 1920-30-е годы в Красноярске работал врачом в поликлиниках № 1 и 2. Занимался и домашней практикой, принимая больных как раз в этом симпатичном доме:
19 апреля 1938 г. Н.Н. Фон-Эзерский был расстрелян. Табличка на доме:Соседний дом надворного советника И.А. Лаврова построен в 1885 году:Деревянный дом по Ленина, 57 украшают, прежде всего, фриз и подзор. Увы, дощечки фриза во многом утрачены:
Одноэтажный дом по адресу Маркса, 120 (напротив остановки «Органный зал») когда-то принадлежал крестьянину М.П. Севастьянову, построен в 1910 г. Вид со двора:
Про дом на Ленина, 154 я ничего не знаю. Вот он зимой:и летом:У дома сохранились ворота (редкость в Красноярске), оригинальная дверь на улицу, наличники, фриз с кронштейнами:Вид со двора удручает. Не понимаю, как по лестнице ходят люди:
Но закончить сегодняшнюю прогулку хочется все же на оптимистической ноте. Это всем известный дом Красикова (перекресток улиц Ленина и Горького). Петр Ананьевич Красиков родился в 1870 г. в Красноярске, в семье юриста. Учился в Санкт-Петербурге в университете. За революционную деятельность был арестован и сослан по месту жительства родителей. В этом доме Красиков жил в 1894-1897 гг. Дом принадлежал его деду — протоиерею кафедрального Рождественского собора. В 1897 г. в этом доме неоднократно бывал В.И. Ленин, находившийся в Красноярске в ожидании отправления к месту ссылки.
В 1970 г. дом был капитально отремонтирован и в нем открыт музей П.А. Красикова. В 1986-88 гг. проводились реставрационные работы, восстановлены внутренний интерьер, прежнее размещение комнат, дверей, подвал, в прежнем виде окна, ставни и наличники, часть забора, фонарь. Изготовлены декоративные трубы и дымники.
Деревянная архитектура Красноярска. № 1
Источник: «Краевушка»
Дата исходной публикации: 13 декабря 2009