Новосибирские преподаватели и студенты создают модели разрушенных кафедральных соборов страны. Скоро выставка. Где и когда можно увидеть утраченные монументы истории в миниатюре?
Андрея Радзюкевича, когда он был еще студентом, преподаватели предупреждали: не увлекайся религиозной тематикой. Однако уже тогда будущему архитектору советские догмы были не указ. Вспоминает: после вуза и до 2016 года изучил много документов о православной архитектуре, писал статьи. Идея воссоздать утраченные кафедральные соборы начала XX века пришла внезапно.
Андрей Радзюкевич, доцент Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета: «Вышла монография Артемия Геннадьевича Туманика про кафедральные соборы Сибири. Я её внимательно почитал – это высококачественное научное произведение, – и как-то возникла идея сделать макеты разрушенных кафедральных соборов».
Свои предложения готовил два последних года. В 2018 получил Президентский грант. На два миллиона рублей Радзюкевич со студентами закупил оборудование и приступил к работе. Основа трех макетов – простые доски. Воссоздают модель в масштабе один к пятидесяти от оригинала по архивным данным и старым фотографиям. 3D-принтер печатает мелкие детали. За работой станка с ЧПУ – на нем делают детали покрупнее – следит один из помощников.
Вугар Кулиев, студент Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств: «Меня больше интересует именно технологическая часть создания сложных архитектурных макетов, меня это больше заинтересовало в этом проекте».
Над проектом работает сразу две мастерских: одна изготавливает макеты, другая под руководством скульптора отливает саму модель. Скульптор Игорь Самарин волнуется: проект, который воссоздает утраченные кафедральные соборы – первый в стране. Помимо собора Александра Невского, купол которого уже покрыли бронзой, отольют копии красноярского Богородице-Рождественского и Томского Троицкого собора. Игорь уверен: полезно будет не только тем, кто интересуется историей и религией – понять красоту той самой архитектуры смогут и те, кто плохо видит.
Игорь Самарин, скульптор:
«Чтобы они могли с этим покоммуницировать, пощупать, потрогать. И таким образом можно возрождать традицию кафедральных соборов для того, чтобы продолжалось и развивалось это направление».
Впереди – шлифовка и огранка, каждую деталь необходимо довести до совершенства. У проектировщиков и скульптора есть всего два месяца.
Остап Григорьянц, корреспондент: «В планах энтузиастов – отлить еще и те новосибирские церкви и храмы, которые были разрушены в советское время. Но пока три макета должны быть готовы к тому, чтобы выставить их здесь, на территории Троице-Владимирского собора – это произойдет 7 января, в Рождество Христово».